Область применения (прежде всего для ГОСТ и ФЗ)
В настоящем стандарте установлено руководство по обеспечению надежности, связанной с человеческим фактором, и ориентированное на методы человеко-ориентированного проектирования и повышения надежности, которые могут быть использованы на всех этапах жизненного цикла системы. В стандарте описаны качественные методы. Примеры количественных методов приведены в приложении А.
Настоящий стандарт применим к любой области промышленности, где имеется взаимодействие человек-машина, и предназначен для использования техническим персоналом и руководителями организации.
Настоящий стандарт не предназначен для использования при сертификации, проверке обязательных требований или требований, установленных в контрактах.
Термины и определения
3 Термины, определения и сокращения
В настоящем стандарте применены термины по МЭК 60050-191, а также следующие термины с соответствующими определениями.
Примечание - Некоторые термины приведены в соответствии с текстом проекта второго издания МЭК 60050-191.
3.1 Термины и определения
3.1.1 надежность (dependability): Способность функционировать в соответствии с установленными требованиями .
_______________
Определение приведено для обеспечения идентичности с ИСО 62508:2010. В работе следует руководствоваться определением, установленным в ГОСТ 27.002-89.
Примечание 1 - Надежность включает в себя свойство готовности и определяющие ее и зависящие от внешних факторов такие свойства, как отказоустойчивость, восстанавливаемость, целостность, безопасность, ремонтопригодность, долговечность и обеспеченность техническим обслуживанием и ремонтом.
Примечание 2 - Надежность также используют в качестве собирательного термина для описания зависящих от времени характеристик качества продукции или услуг, надежность может быть выражена в виде сорта, вероятности соответствия определенного набора характеристик заданным требованиям.
Примечание 3 - Требования к показателям надежности, как правило, включают функции и продукцию, которые должны быть выполнены, время, в течение которого они должны быть выполнены, условия хранения, использования и обслуживания. Также могут быть включены требования безопасности, эффективности и результативности на всех стадиях жизненного цикла.
3.1.2 эргономика человеческого фактора (ergonomics human factors, HF) HF: Научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека с другими элементами системы, включающая теорию, принципы, данные и методы проектирования с целью оптимизации благополучия человека и полного выполнения системой своих функций.
[ИСО 6385:2004, определение 2.3, измененное]
3.1.3 защищенность от ошибок (error resistance): Способность системы минимизировать вероятность появления ошибок персонала.
3.1.4 устойчивость к ошибкам (error tolerance): Способность системы или компонента продолжать нормальное функционирование, несмотря на наличие ошибок.
[ИСО/МЭК 24765:2009, определение 3.1034]
3.1.5 характеристики человека (human aspects): Возможности, ограничения, и другие свойства и особенности человека, имеющие отношение к конструкции, функционированию, техническому обслуживанию системы и/или ее компонентов и оказывающие влияние на функционирование системы в целом.
3.1.6 человеко-ориентированное проектирование (human-centred design): Способ проектирования и разработки систем с применением при проектировании принципов эргономики для повышения пригодности использования интерактивных систем.
Примечание 1 - Системы с высокой пригодностью использования имеют ряд преимуществ, включая более высокую производительность, комфорт, предотвращение стресса, повышенную доступность и сниженный риск причинения вреда.
Примечание 2 - В стандарте использован термин "ориентируемая на человека конструкция", чтобы подчеркнуть необходимость учета при проектировании системы эргономических особенностей человека, но сохранен термин "человеко-ориентированное проектирование", используемый в стандартах ИСО и отражающий определенные принципы и действия.
Примечание 3 - Термин "человеко-ориентированное проектирование" использован вместо термина "проектирование, ориентированное на пользователя" чтобы подчеркнуть, что настоящий стандарт учитывает также воздействие системы на другие причастные стороны, а не только на пользователей. Однако на практике эти термины зачастую используют как синонимы.
[ИСО 9241-10, определение 2.7, измененное]
3.1.7 ошибка оператора (human error): Несоответствие между действиями человека, выполненными или не выполненными и предназначенными действиями.
3.1.8 вероятность ошибки оператора (human error probability, HEP) HEP: Вероятность того, что оператор совершит ошибку в поставленной задаче.
Примечание 1 - Вероятность может быть вычислена на основе отношения количества ошибок человека при выполнении конкретной задачи к общему количеству возможных ошибок для данного типа задачи.
Примечание 2 - Вероятность ошибки оператора может быть выражена в виде распределения, которое должно быть определено в соответствии с вариантами поведения человека и ситуациями, в которых должна быть выполнена задача.
3.1.9 отказ (человеческого фактора) (human failure): Невыполнение человеком действий, необходимых для достижения цели, независимо от причин.
Примечание - Для любой конкретной системы или ситуации отказ человеческого фактора представляет собой комбинацию совершаемых человеком ошибок и нарушений, которые приводят к отказу системы и/или опасным последствиям.
3.1.10 проектирование, ориентируемое на пользователя (human-oriented design): Способ проектирования, обеспечивающий соответствие конструкции функциональным особенностям человека, с учетом его ограничений, обеспечения ментального комфорта и повышения производительности системы в целом.
3.1.11 надежность человеческого фактора (human reliability): Способность человека выполнить задачу в заданных условиях в пределах установленного периода времени с учетом заданных ограничений.
3.1.12 анализ надежности человеческого фактора (human reliability analysis, HRA) HRA: Системный процесс оценки надежности человеческого фактора.
Примечание - Методы оценки могут быть только качественными, но могут обеспечивать и получение количественных результатов.
3.1.13 ошибка (mistake): Недостаток или нарушение в рассуждениях или логических выводах при выборе цели или средств достижения цели, независимо от того, выполняются ли действия в соответствии с планом или нет.
3.1.14 факторы, определяющие работу (человека) (performance shaping factors): Характеристики внешней среды, задачи и люди, существенные для выполнения человеком своей работы.
3.1.15 требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
[ИСО 9000:2005, определение 3.1.2]
Примечание - В настоящем стандарте потребность или ожидание относятся к системе, компонентам системы, продукции или техническому обслуживанию.
3.1.16 осведомленность о ситуации (situational awareness): Восприятие человеком элементов среды в пределах установленного времени и пространства, понимание их значения и прогнозирование их на ближайшее будущее.
3.1.17 система (system): Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов
[ИСО 9000:2005, определение 3.2.1]
Примечание 1 - Применительно к надежности система имеет:
- определенную цель, выраженную по отношению к назначенной функции;
- установленные условия функционирования (использования);
- определенные границы.
Примечание 2 - Структура системы может быть иерархической.
[МЭК 60300-1:2003, определение 3.6]
Примечание 3 - Для некоторых систем, таких как информационные системы, данные являются важной частью системы.
Примечание 4 - Человек (оператор) может быть частью системы.
3.18 нарушение (violation): Преднамеренное, предосудительное отклонение от установленных правил работы, которое не является необходимым.
3.2 Сокращения
ASEP - программа оценки последовательности опасных событий (аварий);
ATHEANA - техника анализа ошибок человека;
CAD - автоматизированное проектирование;
CAHR - оценка коннекционизма надежности человеческого фактора;
CARA - оценка надежности действий диспетчера;
COTS - приобретение готовой продукции;
СРС - общие условия работы;
CREAM - метод анализа когнитивной надежности и ошибок;
EFC - ошибка, вызывающая условия реализации (опасного события);
ESAT - экспертная система для таксономии задачи;
FMEA - анализ видов и последствий отказов;
FMECA - анализ видов и последствий и критичности отказов;
HCD - человеко-ориентированное проектирование;
HCR - когнитивная надежность человека;
HEART - метод оценки и сокращения количества ошибок человека;
HEP - вероятность ошибки человека;
HF - человеческий фактор;
HRA - анализ надежности человеческого фактора;
HR - человеческие ресурсы;
HS - система, включающая людей;
HSI - взаимодействие человек-система;
ILS - интегрированная поддержка логистики;
MERMOS - метод оценки выполнения оператором своих функций, относящихся к безопасности;
ORE - экспериментальная надежность оператора;
PSF - фактор, определяющий работу (человека);
RR - ранжирование безотказности;
SHERPA - подход систематического сокращения и прогнозирования ошибок человека;
SLI - индекс вероятности успеха;
SLIM - методология индекса возможности успеха;
SPAR-H - стандартизированный план анализа риска;
THERP - метод прогнозирования интенсивности ошибок человека;
Ul - интерфейс пользователя.