Область применения (прежде всего для ГОСТ и ФЗ)
1 Настоящий стандарт распространяется на системы управления охраной труда, требования к которым установлены ГОСТ 12.0.230, и устанавливает единый методический подход к обеспечению совместимости и интеграции элементов системы управления охраной труда со структурой и элементами иных систем управления и общей системы управления организации.
2 Настоящий стандарт предназначен для применения любой организацией (или ее отдельным подразделением) независимо от ее организационно-правовой формы, вида осуществляемой деятельности, местоположения, численности задействованного персонала и сложности организационной структуры в качестве основы при интегрированном внедрении двух или более стандартов на системы управления (системы менеджмента).
3 Настоящий стандарт не распространяется на случаи, когда в организации внедрена только система управления охраной труда на основе ГОСТ 12.0.230 и отсутствуют системы управления (системы менеджмента) в других аспектах деятельности организации.
4 Настоящий стандарт может быть также применен в случаях, когда в организации внедрена система управления охраной труда на основе ГОСТ 12.0.230, а организация осуществляет подготовку к внедрению систем управления (систем менеджмента) в других аспектах деятельности на основе соответствующих стандартов.
Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.0.002, ГОСТ 12.0.230, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 совместимость стандартов: Пригодность схожих стандартов к совместному использованию при заданных условиях для выполнения принятых и/или установленных требований.
Примечания
1 Совместимость стандартов обеспечивает отсутствие нежелательных взаимосвязей между требованиями стандартов, приводящих к увеличению ресурсов и/или к снижению результативности и эффективности выполнения требований стандартов.
2 Совместимость стандартов систем управления (систем менеджмента) означает, что общие элементы стандартов могут быть реализованы организациями совместно, полностью или частично, без ненужного дублирования.
3.2 система управления (предпочтительный термин), система менеджмента (допустимый термин): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации для разработки политик, целей и процессов для достижения этих целей.
Примечания
1 Система управления (система менеджмента) может затрагивать один или несколько аспектов деятельности.
2 Элементы системы включают структуру, функции и обязанности организации, планирование и осуществление.
3 Область распространения системы управления (системы менеджмента) может включать в себя всю организацию, конкретные и идентифицированные аспекты деятельности организации, конкретные и идентифицированные подразделения организации или один или несколько аспектов деятельности в рамках некоторой группы организаций.
3.3 интегрированная система управления: Система управления, которая объединяет управление несколькими аспектами деятельности и процессами организации в одну полную структуру, что позволяет организации удовлетворять требованиям более одного стандарта на системы управления (системы менеджмента).
3.4 аспект деятельности: Определенное функциональное направление, связанное с деятельностью организации, которое оказывает или может оказывать влияние на организацию или на ее заинтересованные стороны.
Примечания
1 Термин "аспект деятельности" применяется для идентификации вопросов, которые могут требовать управления.
2 Представляется очевидным существование многих аспектов деятельности, которые могут воздействовать на организацию (например, качество продукции или услуг, воздействие на окружающую среду, охрана труда и безопасность производства, информационная безопасность, энергопотребление и др.). Рассмотрение всех таких аспектов одновременно не представляется целесообразным, а потому обычно рассматриваются те из них, которые могут оказать наиболее значительное воздействие, требуют сокращения степени воздействия и/или управления ими.
3.5 заинтересованная сторона (предпочтительный термин), причастная сторона (допустимый термин): Лицо или организация, которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних.
3.6 воздействие: Влияние на обязательства и цели политики организации, заинтересованные стороны организации или на саму организацию в целом.
Примечание - Влияние может быть положительным или отрицательным.
3.7 событие: Возникновение или изменение специфического набора условий.
Примечания
1 Событие может быть единичным или многократным и может иметь несколько причин.
2 Событие может быть определенным или неопределенным.
3 Событие может быть названо терминами "инцидент", "опасное событие" или "несчастный случай".
4 Событие без последствий может также быть названо терминами "угроза возникновения опасного события", "угроза инцидента", "угроза поражения" или "угроза возникновения аварийной ситуации".
3.8 последствие: Результат воздействия события на объект.
Примечания
1 Результатом воздействия события может быть одно или несколько последствий.
2 Последствия могут быть определенными или неопределенными, могут быть ранжированы от позитивных до негативных.
3 Последствия могут быть выражены качественно или количественно.
4 Первоначальные последствия могут вызвать эскалацию дальнейших последствий по принципу "домино".
3.9 документированная информация: Информация, которая должна поддерживаться в организации, а также носитель, который ее содержит.
Примечания
1 Документированная информация может быть любого формата и на любом носителе и может быть получена из любого источника.
2 Документированная информация может относиться:
а) к системе управления (менеджмента), включая соответствующие процессы и процедуры;
б) к информации, созданной для функционирования организации (документация);
в) к свидетельствам достигнутых результатов (записи).
3.10
процедура: Установленный способ выполнения деятельности или процесса.
Примечания
1 Процедуры могут быть документально оформлены или нет.
2 Если процедура документирована, часто используется термин "письменная процедура" или "документированная процедура". Документ (3.7.2), содержащий процедуру, может называться "процедурный документ".
[ГОСТ ISO 9000-2011, статья 3.4.5]
Примечание - В настоящем стандарте в большинстве случаев применяется термин "процедура", что может вызвать смысловую путаницу в понимании процедуры и ее места в известном и широко применяющемся процессном подходе, в соотнесении процедуры и процесса. Процесс является видом деятельности, а процедура является формализацией процесса, устанавливающей фиксированный порядок того, как процесс должен выполняться.
3.11 процесс: Комплекс взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, который преобразует входы в выходы.
3.12 процессный подход: Одна из методологий управления организацией, основанная на выделении и рассмотрении процессов, каждый из которых протекает во взаимосвязи с другими процессами деятельности организации или с внешней средой.