Для того, чтобы разбираться в правомерности или неправомерности предъявляемых надзорными органами требований пожарной безопасности, необходимо знать главное: под предлогом обеспечения пожаробезопасности часто предъявляются необязательные требования.
Помочь работодателю проанализировать предъявляемые надзорными органами требования и, по возможности, обжаловать результаты проверки -наша задача.
Итак.
Управление надзорной деятельности и профилактической работы (далее –Управление), которое занимается проверками, входящее в состав Главного Управления МЧС России по Самарской области, подчиняются Министерству РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС).
Следовательно, прежде всего, необходимо изучить не только Федеральные законы в области пожарной безопасности, но и следить за всеми нормативными документами, выпускаемыми МЧС: приказами, письмами, и.т.п., регламентирующими процесс надзора.
В настоящее время надзорная деятельность регламентирована определёнными рамками. Каждое юридическое лицо имеет объекты защиты. (Объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре)
Предлагаю обратить внимание на следующие нормативные акты, регулирующие процесс проверок. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Технического регламента, его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Так же, частью 4 статьи 4 Технического регламента предусмотрено, что в случае, если положениями данного регламента (за исключением положений перечисленных в этой норме) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений данного Технического регламента, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до дня вступления в силу соответствующих положений данного Технического регламента, применяются ранее действовавшие требования. При этом, в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Таким образом, объекты защиты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Технического регламента, проверяются на соответствие требованиям пожарной безопасности, действовавшим на момент их проектирования и строительства.
Обращал ли внимание кто-нибудь из должностных лиц Управления на указанные статьи, знают ли они об их существовании? Скорее всего, нет. Выдавая предписание, государственные инспекторы, часто из-за своей правовой неграмотности, искренне убеждены в том, что требования пожарной безопасности непосредственно связанные с безопасностью жизни и здоровья граждан, защитой имущества, подлежат применению независимо от даты строительства здания.
Судя по имеющейся информации, работодатели, как и представители надзорных органов, не очень вникают в законодательные нормы, а стремятся максимально делать стойку на выполнение заведомо неправомерных требований, обрекая себя на необоснованные затраты, а порой, на нарушение условий содержания зданий. Так, несколько лет назад, в учебном заведении на Самарской площади, построенном в 50-е годы, по предписанию инспектора пожарного надзора, срезали отопительные батареи на лестничной клетке в 5 этажей!! Теперь в зимнее время года там стоит, как говорится, собачий холод со всеми вытекающими последствиями.
Далее, одним из основных нормативных актов, который необходимо знать, является ПРИКАЗ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 июня 2018 г. № 261 «Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности».
Каждый работодатель может изучить это документ, выбрать форму листов проверок для своих объектов защиты (зданий), и подготовиться к проверке. Причём, обращаю ваше внимание на то, что обязательные требования в проверочных листах регулируются, в основном, ППР (правилами противопожарного режима).
К сожалению, инспекторы Управления по неизвестным причинам не используют при проверках проверочные листы, нарушая Приказ Министерства МЧС. Поэтому, при получении уведомления о проведении плановой проверки, юридическое лицо может потребовать проводить проверку только в рамках требований, установленных Приказом № 261. В противном случае, речь может идти о нарушении прав юридических лиц при проведении плановых проверок. В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ установлено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, не вправе проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют эти должностные лица.
По этому поводу, ещё в 2011 г. вышло письмо МЧС РФ № 19-3-1-2086 «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП». Обращения в МЧС России юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о необоснованности применения должностными лицами ГПН в качестве предписаний требований нормативных документов по электроэнергетике, строительных норм и правил и незаконности их вменения при производстве по делам об административных правонарушениях по статье 20. 4 КоАП РФ. Кому интересно, может посмотреть.
Тут мы подходим к основной составляющей неправомерных требований государственных инспекторов, а именно к, якобы, выявленным нарушениям требований нормативных актов. Для этого надо знать, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся Национальные Стандарты, Своды Правил (актуализированные редакции СНиП), содержащие требования пожарной безопасности, а также, иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Однако, в связи с изложенным, должностные лица ГПН, при составлении предписаний о выполнения обязательных требований пожарной безопасности, не вправе предписывать требования о необходимости выполнения правил и норм, надзор за которыми относится к компетенции иных контрольно-надзорных органов, за исключением требований, изложенных в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации (ППР).
Поэтому, предлагаю обратить внимание на следующий документ, а именно, на Приказ Росстандарта от 14.07.2020 N 1190 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
В новый перечень включены 236 документов, устанавливающих требования, в том числе к технике пожарной, первичным средствам пожаротушения, мобильным средствам пожаротушения, средствам пожарной автоматики, средствам индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре и др. Это ГОСТы и СП (Своды Правил).
В этом документе указаны СВОДЫ ПРАВИЛ (СП), которыми часто оперируют инспекторы. Как только вы встречаете в предписании ссылки на любое СП или ГОСТ, сразу открывайте Приказ № 1190, открывайте указанные в предписании Своды правил и смотрите область их применения. И вам станет сразу понятно, обоснованы требования инспектора или нет.
Продолжение во 2 части статьи.
Для того, чтобы разбираться в правомерности или неправомерности предъявляемых надзорными органами требований пожарной безопасности, необходимо знать главное: под предлогом обеспечения пожаробезопасности часто предъявляются необязательные требования.
Помочь работодателю проанализировать предъявляемые надзорными органами требования и, по возможности, обжаловать результаты проверки -наша задача.
Итак.
Управление надзорной деятельности и профилактической работы (далее –Управление), которое занимается проверками, входящее в состав Главного Управления МЧС России по Самарской области, подчиняются Министерству РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС).
Следовательно, прежде всего, необходимо изучить не только Федеральные законы в области пожарной безопасности, но и следить за всеми нормативными документами, выпускаемыми МЧС: приказами, письмами, и.т.п., регламентирующими процесс надзора.
В настоящее время надзорная деятельность регламентирована определёнными рамками. Каждое юридическое лицо имеет объекты защиты. (Объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре)
Предлагаю обратить внимание на следующие нормативные акты, регулирующие процесс проверок.
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Технического регламента, его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Так же, частью 4 статьи 4 Технического регламента предусмотрено, что в случае, если положениями данного регламента (за исключением положений перечисленных в этой норме) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений данного Технического регламента, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до дня вступления в силу соответствующих положений данного Технического регламента, применяются ранее действовавшие требования. При этом, в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Таким образом, объекты защиты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Технического регламента, проверяются на соответствие требованиям пожарной безопасности, действовавшим на момент их проектирования и строительства.
Обращал ли внимание кто-нибудь из должностных лиц Управления на указанные статьи, знают ли они об их существовании? Скорее всего, нет. Выдавая предписание, государственные инспекторы, часто из-за своей правовой неграмотности, искренне убеждены в том, что требования пожарной безопасности непосредственно связанные с безопасностью жизни и здоровья граждан, защитой имущества, подлежат применению независимо от даты строительства здания.
Судя по имеющейся информации, работодатели, как и представители надзорных органов, не очень вникают в законодательные нормы, а стремятся максимально делать стойку на выполнение заведомо неправомерных требований, обрекая себя на необоснованные затраты, а порой, на нарушение условий содержания зданий. Так, несколько лет назад, в учебном заведении на Самарской площади, построенном в 50-е годы, по предписанию инспектора пожарного надзора, срезали отопительные батареи на лестничной клетке в 5 этажей!! Теперь в зимнее время года там стоит, как говорится, собачий холод со всеми вытекающими последствиями.
Далее, одним из основных нормативных актов, который необходимо знать, является ПРИКАЗ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 июня 2018 г. № 261 «Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности».
Каждый работодатель может изучить это документ, выбрать форму листов проверок для своих объектов защиты (зданий), и подготовиться к проверке. Причём, обращаю ваше внимание на то, что обязательные требования в проверочных листах регулируются, в основном, ППР (правилами противопожарного режима).
К сожалению, инспекторы Управления по неизвестным причинам не используют при проверках проверочные листы, нарушая Приказ Министерства МЧС. Поэтому, при получении уведомления о проведении плановой проверки, юридическое лицо может потребовать проводить проверку только в рамках требований, установленных Приказом № 261. В противном случае, речь может идти о нарушении прав юридических лиц при проведении плановых проверок. В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ установлено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, не вправе проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют эти должностные лица.
По этому поводу, ещё в 2011 г. вышло письмо МЧС РФ № 19-3-1-2086 «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП». Обращения в МЧС России юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о необоснованности применения должностными лицами ГПН в качестве предписаний требований нормативных документов по электроэнергетике, строительных норм и правил и незаконности их вменения при производстве по делам об административных правонарушениях по статье 20. 4 КоАП РФ. Кому интересно, может посмотреть.
Тут мы подходим к основной составляющей неправомерных требований государственных инспекторов, а именно к, якобы, выявленным нарушениям требований нормативных актов. Для этого надо знать, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся Национальные Стандарты, Своды Правил (актуализированные редакции СНиП), содержащие требования пожарной безопасности, а также, иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Однако, в связи с изложенным, должностные лица ГПН, при составлении предписаний о выполнения обязательных требований пожарной безопасности, не вправе предписывать требования о необходимости выполнения правил и норм, надзор за которыми относится к компетенции иных контрольно-надзорных органов, за исключением требований, изложенных в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации (ППР).
Поэтому, предлагаю обратить внимание на следующий документ, а именно, на Приказ Росстандарта от 14.07.2020 N 1190 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
В новый перечень включены 236 документов, устанавливающих требования, в том числе к технике пожарной, первичным средствам пожаротушения, мобильным средствам пожаротушения, средствам пожарной автоматики, средствам индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре и др. Это ГОСТы и СП (Своды Правил).
В этом документе указаны СВОДЫ ПРАВИЛ (СП), которыми часто оперируют инспекторы. Как только вы встречаете в предписании ссылки на любое СП или ГОСТ, сразу открывайте Приказ № 1190, открывайте указанные в предписании Своды правил и смотрите область их применения. И вам станет сразу понятно, обоснованы требования инспектора или нет.
Продолжение во 2 части статьи.