Что нужно для создания полноценного обучающего курса, и почему вам выгоднее учить сотрудников на стороне?

Что нужно для создания полноценного обучающего курса, и почему вам выгоднее учить сотрудников на стороне?

Что нужно для создания хорошего обучающего материала? Курса, способного обучить человека выполнять работу правильно, эффективно и безопасно?

Вы скорее всего ответите - учитель! Человек, обладающий знаниями в определенной области, умеющий идеально выполнять задачи, о которых пойдет речь в обучении.

Да, вы правильно поняли, я хочу рассказать о том, как именно создается действительно грамотный, интересный и главное эффективный курс.  И на сколько этот процесс разнообразен. Какое количество времени он может отнять, и каких специалистов просто необходимо привлечь к разработке.

Сам! Все сам!

«я вызову мастера/начальника цеха/ведущего специалиста и он на пальцах все объяснит новичкам» - так до сих пор делают многие.



И пусть он будет высочайшей квалификации, все равно не сможет донести весь объем знаний до каждого сотрудника. А если в его подчинении 20, 30,100 человек? Он только и будет, что обучать, а когда выполнять непосредственную работу?

И тут решают купить методичку. Стоит недорого. Закону соответствует. Читать умеют все. В целом можно методичку заменить на что угодно: доступ к нормативной базе; онлайн учебник; реальное печатное издание… Форматов много – суть одна. Вы получаете сухую, сжатую, скучную и зачастую малопонятную для восприятия информацию. И что с ней делать, как применить на практике, где польза и прибыль от обучения для компании?  Более того, в подобном материале множество пробелов, важных именно для вашей компании или сферы деятельности.

Заказать у эксперта.

Многие обращаются к стороннему эксперту для разработки персонифицированных под нужды компании курсов. И это первый шаг на пути создания полноценного, полезного и выгодного для заказчика материала. Что делает эксперт? Он досконально изучает производственные процессы, соотносит полученные данные с нормативной документаций, законами, постановлениями и т.д.

Опираясь на эти документы и официальный список вопросов по данной теме (вопросы в целом доступны каждому) начинает собирать материал в обучающий курс. Разбивает огромный массив информации на блоки, блоки на темы, тема на под темы и т.д. И вот по прошествии нескольких месяцев кропотливой работы вы получаете текст, именно текст, отвечающий вашим требованиям. Можно процесс несколько ускорить, но для этого придется подключить дополнительно людей, которые займутся поиском и сортировкой информации. И им, конечно, придется платить по тому прайсу, который они вам выставят.

Заплатив эксперту, методистам, прождав примерно полгода вы отдаете материалы работникам, и они проваливают экзамены. Вы пытаетесь разобраться в чем дело, опрашиваете сотрудников, а они, оказывается не поняли материал, сложно написано, запутано. Такие ситуации случаются сплошь и рядом. И эксперт, который писал для вас курс, в общем то и не виноват. Он человек образованный, для него все понятно, у него свой собственный слог изложения, ему читать комфортно и легко. Только стиль повествования вызывает неудобство для среднестатистического работника.

Чью книгу вам будет легче прочитать: Ломоносова или Булгакова? Так и с курсом.



Любой текст требует переработки, адаптации, редактуры. И этой работой занимается уже совершенно другой специалист. Он может не иметь никакого отношения к специфике самой работы, описанной в материале, но он способен переложить сложные обороты, запутанные тексты, нераскрытые определения в понятный любому текст. И да. Подобный специалист стоит определенных денег.
При написании любого текста неизбежно появляются ошибки, грамматические, синтаксические. Мы все люди, и даже филолог может допустить оплошность. При этом учащиеся, видя текст впервые, вполне способны эти ошибки заметить. Такова специфика работы мозга. Увидели ошибку, и отношение к остальной информации становится безответственным. «Раз учителю позволено ошибаться, то и я не буду особо вникать в суть» — это психология, никуда не денешься. Остается только нанять корректора. Корректоры работают в любом уважающем себя печатном издании. В газетах, журналах, новостных сайтах, на телевидении и радио, в пресс-службах компаний и госорганов. И учитывая возможность «обнуления» значимости материала для слушателя из-за абсолютной мелочи, стоит нанять профессионального корректора в процессе разработки курса.

Ваши тексты – нафталин.

Действительно, тексты давно устаревший формат. Никто не читает. Люди предпочитают смотреть видео.
Но как вы себе представляете материал, к примеру, по охране труда в формате видео лекции? Возникают две крайности. Либо это «говорящая голова», рассказывающая тот же самый текст, что только что написан экспертом. И мало кто сможет высидеть всю лекцию, тем более впитать информацию. Мир кардинально изменился за последние 15-20 лет.

Клиповое мышление – абсолютная норма на современном этапе развития общества. И это касается не только молодых специалистов. Люди старшего поколения так же подвержены общим социокультурным изменениям, пусть они себе в этом и не признаются.



Вторая крайность - мини фильмы. Такой формат интереснее в плане восприятия, но не способен в полной мере донести до слушателя весь объем информации. Он прекрасно подойдет для инструктажа по технике безопасности офисных работников, но не вытянет всю нормативную базу полноценного курса обучения по профессии. Вы возразите, что можно абсолютно всю информацию переработать в различные ситуации и отснять. Можно. Но нужно ли? Сколько это будет стоить? Работа сценариста, режиссера, оператора, звукооператора, актеров, монтажера, дизайнера, специалиста по компьютерной графике, аренда студии, поездки на объекты съемок? Представили сумму? А сколько это займет времени?

Да, полно предложений за дешево и быстро. Только все мы здравые люди. Не бывает качественно, быстро и дешево. Чем-то в этом списке придется жертвовать. Примеров дешевых обучающих фильмов полно, и лучше бы их никогда не снимали.



И вот мы подошли к осознанию: текст – скучно; видео – долго, дорого и вероятнее всего тоже скучно.

Ни в чем себе не отказывайте!

Просто не нужно выбирать одно из. Давайте попробуем объединить текстовую часть материалов с видео вставками. И в итоге мы, имея готовый текст от эксперта, исправленный, для лучшего усвоения, разбавляем сюжетами с пояснениями, уточнениями, развлекательной направленностью. Человеку становится чуточку веселее, материал уже не кажется таким занудным, учиться становится интереснее, и, естественно, материал лучше усваивается.

Но и эта связка, только начало. Обратимся опять же к психологии человека. Одни усваивают хорошо текст, другим лучше запоминается информация на слух. Не обязательно заставлять эксперта начитывать на камеру свои материалы, совершенно не факт, что он обладает прекрасной дикцией, приятным голосом и внешностью. Зачем вообще тратить время на съемки? Из головы никто не прочитает лекцию целиком. Брать в аренду телесуфлеры, транслирующие текст, слишком дорого.

*Наймите диктора.*Только профессиональный диктор, с опытом ежедневной работы у микрофона больше 5 лет, сможет начитать даже самый скучный, наполненный цифрами или цитатами законов текст так, что слушателю будет интересно.

И снова скучно. Текст, голос, иногда вставки видео.



Пора добавить поясняющих изображений, потом разбавить текст просто фоновыми, отражающими суть информации рисунками, перенести часть информации в графики и диаграммы, что бы не было пестро и неряшливо стоит разработать единый стиль оформления. Да, вы только что включили в команду разработки дизайнера.

Мало динамики? Совершенно не обязательно создавать анимационную графику, но добавив немного движения на появление текста и изображений, на смену между кадрами, на акцентирование важным моментов, слушатель курса уже будет воспринимать информацию, как постоянно меняющуюся, и ему будет гораздо интереснее следить за происходящим на экране. Не забываем, что все это дублируется голосом, и материал поступает из двух источников, следовательно лучше усваивается. Но факт. Для создания динамичного материала придется нанять человека, хорошо разбирающегося в верстке и анимации.

Хочу, чтобы они сами учились!

Нормальное желание любого работодателя. И, конечно, для этого есть инструменты реализации.
Наполните материал промежуточными тестовыми заданиями, дайте возможность слушателям самим управлять процессом, решать задачи, ребусы. Можно добавить виртуального персонажа, и ваш работник будет с ним общаться, отвечать на вопросы, или задавать свои. В подобные решения прекрасно вписываются сложные для восприятия обычным образом вопросы.
Они идеально подойдут для внедрения знаний, которых невозможно найти в нормативной и правовой документации именно по вашей сфере деятельности или производства.

Чем больше вы стираете грань между «учебником» и «учеником», чем больше возможность у слушателя самому менять процесс обучения, чем больше вариативность, тем эффективнее процесс запоминания материала.



И в конченом итоге выше продуктивность сотрудника на его рабочем месте. Согласитесь, от этого напрямую зависит ваша прибыль.

В бой и с песней!

Я вам только что на пальцах объяснил практически порядок действий для создания отличного контента под любой вид обучения. Почему вы еще не приступили к разработке? Теперь вы знаете, как действовать. Вперед!
Наверное, открыли калькулятор и сверяете зарплаты 16 специалистов из различных сфер деятельности с бюджетом своей компании? Эксперт, методист, редактор, корректор, сценарист, режиссер, оператор, звукоинженер, осветитель, видео монтажер, аудиомонтажер, специалист по компьютерной графике, актер, диктор, дизайнер, верстальщик, скриптолог… и это далеко не весь список.

А хотите перечислю программы и оборудование, которое вам потребуется в процессе работы над курсом? Не стоит наверное?

Гораздо эффективнее обратиться в компанию, которая занимается разработкой обучающих материалов. Делает это поточно.

Да, они зарабатывают на этом, это их хлеб, также как и вы занимаетесь своей работой на высоком уровне. Разработчики курсов живут этим, ежедневно делая качественный образовательный контент и потому могут называться профессионалами. И польза, которую вы получите, обратившись в специализированную организацию гораздо выше цены в контракте. И несоизмеримо выше затрат на собственную разработку.

Теги: #обучение #обязательное обучение #разработка курсов #работа с персоналом #эксперт #опыт #кейс

Подпишитесь на новости HSE Blog
Только зарегистрированные пользователи могут писать комментарии. Войдите, пожалуйста.