Дичинская Ольга
3 года назад
Чудеса на виражах: прохождение проверки по экологической безопасности в свете меняющегося законодательства.
-
Прошу привести примеры микропредприятий или малых предприятий, которые стоят на учёте , как объекты негативного воздействия , имеют опасные отходы. Что-то мне такие не встречались. Полагаю что, никакого отношения к экологическому контролю они не имеют. Вернее, он к ним. Или имеют? Очень интересно.233 года назад
-
0
-
Для предприятия-природопользователя (впрочем, и для всех иных организаций), визит проверяющих органов всегда не вовремя и некстати.
Но давайте отбросим в сторону негатив, потому, что какую бы палитру эмоций вы не испытывали при «свидании» с инспектором, требования последнего – законны и обязательны к исполнению.
Поэтому, главная задача для руководителей предприятий – подготовиться к визиту на все сто процентов.
В этой статье я собрала для вас информацию о порядке проведения проверки по экологии и необходимом наборе документов, и надеюсь, что материал позволит минимизировать негативные последствия для вашей компании или вовсе избежать их.
Итак, эко-проверки обусловлены законодательными актами, и в ходе контрольного мероприятия проверяется как раз их соблюдение. Основные проверяемые законодательные акты:
· Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
· Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
· Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
· Водный кодекс РФ;
· Федеральный закон от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
· Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
· Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 №53.
Список требований к предприятиям-природопользователям варьируется в зависимости от:
· Установленной категории риска объекта по отношению к окружающей среде
· Вида деятельности, которая осуществляется на данном объекте.
Приведу пример: Организация эксплуатирует объект негативного воздействия 3 категории, при этом не имеет отрицательного опыта прохождения проверок. В этом случае, по умолчанию, категория риска объекта-умеренная.
А между тем, как раз установленная категория влияет на периодичность проведения плановых проверок.
Идем дальше: деятельность данной организации связана с добычей воды и при этом на площадке эксплуатируется газовая котельная. Соответственно, проверяющие органы потребуют документы по охране водного ресурса, и по охране воздуха.
Экологический контроль предусматривает два вида проверок: плановые и внеплановые.
Они могут быть документарными, документарно –выездными или дистанционными. Причем последний тип появился сравнительно недавно, он стал возможен благодаря Постановлению Правительства РФ № 438 от 03.04.2020 г. «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
О плановой проверке предприятие узнает заранее. Либо отыскав себя в списках проверок на официальных сайтах уполномоченных органов, либо за три дня получив официальное уведомление.
Внеплановая нагрянет к вам если:
· Уже было выдано предписание на устранение нарушения
· Получена жалоба от граждан, госорганов, организации по контролю за качественным состоянием окружающей среды
Плановая проверка проводится раз в год и по срокам не может быть более 20 рабочих дней в отношении средних и крупных организаций. Для малых предприятий – не более 50 часов, а для микро предприятия – 15 часов.
Обратите внимание!
Раньше было сложно определить продолжительность проверки организации, осуществляющей свою деятельность на территории нескольких субъектов РФ. Но 28 февраля 2020 года Верховный Суд Российской Федерации решил этот вопрос: Предельный срок в данном случае - 60 рабочих дней и складывается он из длительности проверок в отношении самой организации и всех ее обособленных подразделений (Определение ВС РФ от 28.02.2020 N 306-ЭС19-19540).
Как уже говорилось ранее, список документов, которые необходимо иметь предприятию для проверки, зависит от того, чем конкретно занимается организация и какой категории эксплуатирует объекты негативного воздействия.
Но можно определить минимальный пакет абсолютно для всех организаций:
· Удостоверение о прохождении профподготовки в области экологической безопасности для руководителя (обязательно) и/или специалиста (если он назначен)
· Приказ о назначении ответственного за обеспечение экологической безопасности
· Пакет паспортов опасных отходов и документы на отходы 5 класса опасности
· Договора на вывоз этих отходов, или же их переработку. Если организация сама утилизирует собственные отходы, то необходимо либо предоставить лицензию, либо технологический регламент по утилизации данных отходов (для отходов 5 класса опасности).
· Журнал движения отходов и документы, подтверждающие факт вывоза (акт выполненных работ, УПД, счет-фактура).
· Если для освещения помещений используются ртутьсодержащие лампы, необходимо предъявить оборудованное место накопления ламп.
Важно! При выездной проверке инспектор может потребовать показать ему место накопления отходов (контейнер) для отходов ТКО. А если организация осуществляет выброс загрязняющих веществ, то потребуются документы по охране атмосферного воздуха.
Так как объекты негативного воздействия первой категории обязаны иметь у себя разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, то при проведении проверки Роспотребнадзор потребует предъявить проект ПДВ и положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на него.
Также, в документарном арсенале объектов негативного воздействия 1,2,3 категории должна быть программа производственного экологического контроля и протоколы исследования согласно этой программе.
Переходим к крайне актуальному вопросу – отчетность!
Известно, что за два периода (текущий и предыдущий года) требуется предоставлять отчётность (в зависимости от вида деятельности предприятия).
Статистическая форма 2-тп (воздух).
Срок представления – 22 января после отчетного периода.
Представляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, учитывая, что в результате хозяйственной или иной деятельности:
- объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ превышают 10 тонн в год;
- объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ составляют от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 или 2 класса опасности (Приказ Росстата от 08.11.2018 N 661).
Статистическая форма 2-ТП (отходы).
Срок представления – 1 февраля после отчетного периода.
Предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления. (Приказ Росстата от 09.10.2020 N 627)
Статистическая отчетность 2 ТП (водхоз).
Срок представления – 22 января после отчетного периода.
Предоставляют юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие пользование водными объектами, получающие воду из систем водоснабжения (Приказ Росстата от 27.12.2019 N 815).
Подведу итоги:
Каждая организация, попадающая под плановую или внеплановую проверку должна в первую очередь проанализировать тот пакет документов, который уже имеется на предприятии, и составить список необходимого, исходя из особенностей деятельности и категории объекта негативного воздействия на окружающую среду.