Дистанционка: кто "за"?

Многие предприятия понесли значительные убытки еще на фоне первой волны пандемии. К сожалению, с приходом осени, эпидемиологическая обстановка вновь ухудшается. Роспотребнадзор уже настоятельно рекомендует руководителям переводить сотрудников на дистанционную работу.


Как организовать «удаленку», чтобы рабочий процесс был максимально продуктивным, рассмотрим в этой статье.


Многие работодатели воспринимают как синонимы понятия «удаленная» и «дистанционная» деятельность. Но это не так. Согласно Трудовому Кодексу РФ имеет место быть только «дистанционная работа». Соответственно, можно работать удаленно по закону, если заключен договор о:


·       дистанционной работе (самостоятельно, через интернет, не на территории работодателя, труд интеллектуальный)

·       надомной работе (физический труд, материалы выдает работодатель)

·       договор гражданско-правового характера (регулируется гражданским законодательством, выполнение определенных видов услуг).


Зачастую, работодатель пытается сэкономить на налогах, заключив с работником договор оказания услуг вместо трудового договора о дистанционной работе. Но выгода от неоплаты больничных и отпусков весьма сомнительна! За уклонение от оформления правильного договора, трудовая инспекция оштрафует организацию (сумма варьируется от 50.00 до 100.000 рублей), налоговая начислит дополнительные страховые взносы за работника и пени за просрочку их уплаты, а сотрудник, не получивший положенные гарантии и выплаты, может обратиться в суд.


Теперь рассмотрим плюсы и минусы дистанционной работы.


Выгода для компании:  

·       экономия бюджета (меньше платить за аренду, уборку офиса, коммунальные платежи и оборудование)

·       пригласить к сотрудничеству можно человека из любой точки мира

·       график работы, удобный для всех (сотрудник исполняет обязанности в комфортном для себя темпе, а работодатель доволен результатом)


Риски «удаленки» для работодателя:

·       учитывайте специфику труда работника (починить оборудование или сделать маникюр по интернету невозможно)

·       Режим работы и отдыха (как уволить за нарушение трудовой дисциплины, если невозможно доказать неоправданное отсутствие сотрудника на рабочем месте?)


Для заключения договора с дистанционным работником действует стандартная схема:

·       Получить пакет документов (СНИЛС, паспорт, трудовую книжку и прочее)

·       Подписать трудовой договор

·       Издать приказ

·       Общение с потенциальным сотрудником возможно очно или заочно. Во-втором варианте обмен документацией происходит по электронной почте, заказным письмом с уведомлением или курьером.


Важно при составлении договора уделить внимание следующим моментам:

·       Обязательно указать место работы сотрудника (то есть уточнить, что работает он вне офиса)

·       Прописать режим рабочего времени.

·       Указать сроки сдачи отчетности

·       Добавить пункт об использовании оборудования (в случае, если таковое или расходы на него оплачивает работодатель)

·       Прописать основания для увольнения сотрудника.


А как быть, если необходимо перевести на удаленный вариант службы офисного работника, уже оформленного по ТК РФ?


Подписать дополнительное соглашение об изменении условий труда, указав, что с определенной даты сотрудник будет работать дистанционно. В том же соглашении указать режим работы, оборудование и программы, которые будут использовать стороны, а также порядок предоставления отчетов.


Таким образом, вариант перевода сотрудников на дистанционную работу, несет в себе ряд преимуществ. Организация экономит свой бюджет, бережет здоровье сотрудников, при этом деятельность компании продолжается с прежней производительностью, соответственно прибыль сохраняется и даже возрастает.


Безусловно, при удаленной работе существую свои риски. В том числе опасность заболеваний COVID-19. И не важно, где работает сотрудник – в офисе или на дому. Заболеть может каждый! Но риски можно просчитать заранее и минимизировать даже бытовые опасности. Как это сделать, читайте в наших следующих материалах.


Подпишитесь на новости HSE Blog
Только зарегистрированные пользователи могут писать комментарии. Войдите, пожалуйста.