Интервью с представителем ГИТ

Интервью с представителем ГИТ

Недавно я принимал участие в масштабном мероприятии, посвященному Всемирного Дня Охраны Труда. И провел интервью с заместителем руководителя инспекции труда (по охране труда). Специально для вас в этом материале – ответы представителя контрольно - надзорного органа на самые злободневные вопросы.
1. Как правильно должен реагировать работодатель на предостережение, полученное от ГИТ?

Данная норма (статья 8.2 в 294 –ФЗ) была внесена еще в 2017 году, то есть уже в тот период, когда «шаги» регуляторной реформы начали реализовываться. Именно тогда в статью были добавлены различные профилактические мероприятия, в том числе и предостережения.

Справочно: Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2017 г. N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения".

Также был утвержден и порядок выдачи предостережений. Естественно, с учетом пандемии количество выдаваемых предостережений резко возросло. К тому же в 2020 году Постановлением Правительства РФ (№438) были ограничены не только плановые проверки, но и внеплановые. Единственным основанием для проведения проверки (и только по согласованию с Прокуратурой) была угроза жизни и здоровью. Поэтому, если к нам поступают сведения о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, но при этом отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, либо создало угрозу указанных последствий, мы выносим организации предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагаем руководителю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, и уведомить нас об этом в установленный в таком предостережении срок. И адекватный работодатель у себя в организации проверит не только конкретного сотрудника, в отношении которого возможно нарушение, но и всех остальных работников. А нам достаточно будет от работодателя получить уведомление (в свободной форме), что предостережение исполнено.

2. Какие изменения в порядке проведения проверок произошли в 2021 году?

Изменения, безусловно, есть. Если в прошлом году малый бизнес не трогали, даже тот, который относился к высокой категории риска (напомню, малый бизнес попадает в эту категорию, если произошел несчастный случай). Более того, в 2020 было послабление и в отношении среднего бизнеса. Но в текущем году ситуация изменилась. По-прежнему, основываясь на данных реестра проверок, не проверяют микро и малый бизнес (при условии, что он не относится к высокой категории риска. Узнать о том, к какой категории риска относится его предприятие, работодатель может следующим образом: обратившись в Роструд или территориальный орган с просьбой рассказать о том, какие критерии были учтены при отнесении к тому или иному риску. В течение 15 рабочих дней он получит ответ на свой вопрос.  Также на сайте Роструда в разделе «деятельность», во вкладке «реформа контрольно-надзорной деятельности» есть все Перечни организаций по степени риска, начиная с 2017 года (кроме предприятий, относящихся к умеренной или значительной степени). Напомню, категория риска определяется и вносится в реестр ежегодно до 1 июля.

3. Если юридическое лицо находится в одном городе, а официально зарегистрированный филиал в другом городе, то как будет проходить плановая проверка данного юрлица?

В этом случае планирование проверки идет по юридическому лицу, все филиалы по территориальности включают в одно распоряжение о проверке. То есть, проверка осуществляется по юридическому лицу (например, ГИТ в Москве), а филиал будет проверять ГИТ другой области. Акт по итогам проверки один – по нахождению юридического лица. Но нарушения, выявленные в филиале, будут также фигурировать в этом едином акте.

4. Как теперь проводятся плановые проверки с учетом проверочных листов, содержащих утратившие силу требования, на что следует обратить внимание работодателям?

Да, действительно, вышли Новые правила по охране труда (далее ПОТ), Новый Порядок медосмотров, а проверочные листы трехгодичной давности не поменялись. И с января текущего года инспектор проводит плановую проверку по неактуальным проверочным листам. При этом, он не вправе проверять исполнение требований правил по охране труда, утративших силу (так как в них отсутствуют нормативные ссылки на действующие НПА).
При этом, если в ходе плановой проверки (а проверочные листы применяются именно для плановых проверок) выявится несоблюдение ПОТ, вступивших в силу с 1 января 2021 года, инспектор инициирует внеплановую проверку, направляя руководителю ГИТ служебную записку.
Например: при проверке производственных помещений, инспектор обнаружил сотрудника без необходимых СИЗов. В акте плановой проверки это нарушение не фигурирует, но в служебной записке обязательно будет отмечено. И впоследствии будет уже внеплановая проверка, которая уже никак не связана с проверочными листами.

5. Как правильно обновить документы по охране труда и провести необходимые мероприятия по охране труда в связи с регуляторной гильотиной?

Идеальным будет комплексный подход.
Первый шаг – анализ новых Правил по охране труда для того, чтобы вычленить из него те, что касаются деятельности конкретно вашей организации.
Второй шаг – сравнительный анализ старых и новых Нормативных документов. Тем более, что для этого есть много онлайн-сервисов. Нашли то, что вам необходимо поменять (программа обучения, программа инструктажей, СУОТ, управление профессиональными рисками)? Вносите Новые нормы в свои Локальные Нормативные Акты. Все изменения оформляете приказами.
Третий шаг – переработка ЛНА в соответствии с требованиями новых НПА (актуализация инструкций по ОТ, программ обучения по ОТ, программ инструктажей по ОТ и т.д).
Четвертый шаг - организуйте обучение ответственных по охране труда и членов комиссии по ОТ в образовательной организации. Проведите внеплановый инструктаж работников, чьи трудовые функции связаны с требованиями в изменившихся НПА. Проведите обучение новым правилам охраны труда и внеочередную проверку знаний работников.

6. За какие нарушения работодателей штрафуют чаще всего?

Ответственность за нарушение законодательных норм о труде, а также охраны труда, регулируются статьей 5.27.1 КоАП. Если смотреть на статистику за первый квартал, то чаще всего к ответственности привлекаются по первой части статьи – то есть за нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 4.
Поясню: каждая часть статьи посвящена конкретному нарушению Трудового Законодательства. Так, 2 часть – порядку проведения СОУТ, 3 часть – медосмотрам, обучению по ОТ и психиатрическому освидетельствованию, 4 часть - обеспечению работников средствами индивидуальной защиты. 1 часть – своеобразная «сборная солянка», туда входят все оставшиеся нарушения Трудового Законодательства, начиная от присвоения 1 группы электробезопасности неэлектротехнического персонала, заканчивая выдачу работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств. Таким образом, нарушения по 1 части статьи будет выявлено в 99 % случаях проверок.

7. Как наиболее эффективно работодателю получить актуальную информацию по применению трудового законодательства?

Портал "онлайн инспекция" – одна из первых платформ, куда нужно обратиться за актуальной информацией. Есть рубрики, где можно задать вопрос (ответ вы получите в течение 3 дней) или пройти самопроверку.

Постановление Правительства от 10 Февраля 2017 года № 166 Постановление Правительства РФ от 10.02.2017 N 166 Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения Постановление Правительства от 3 Апреля 2020 года № 438 Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с изменениями на 14 сентября 2020 года) Федеральный закон от 19 Декабря 2008 года № 294-ФЗ Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

Теги: #регуляторнаягильотина #охранатруда #штрафыгит #плановаяпроверка #внеплановаяпроверка #предостережениегит #проверочныйлист

Подпишитесь на новости HSE Blog
Только зарегистрированные пользователи могут писать комментарии. Войдите, пожалуйста.