Обеспечение экологической безопасности на предприятии - сложный и трудоемкий процесс.
Вместе с тем, на многих предприятиях специалист по обеспечению экологической безопасности одновременно отвечает и за другие направления безопасности: пожарную, в области охраны труда и т.д.
А теперь представьте, что специалист сменился в преддверии плановой проверки! В такой непростой период неудивительно допустить ошибки и получить штраф.
Но оплата штрафа не освобождает предприятие от обязанности устранить нарушения, а именно- выполнить предписание на их устранение.
Разберу конкретный случай:
Предприятие ООО «Ромашка» занимается металлообработкой. В 2017 году производственная площадка организации была поставлена на учет как объект негативного воздействия 3 категории: резка, сварка металла, цех покраски, проезд, погрузка-разгрузка товаров. После чего произошла смена специалиста по экологической безопасности и модернизация производства - на площадку были заведены железнодорожные рельсы и закуплен тепловоз для перемещения товаров (металла). Также предприятие добавило в ОКВЭД погрузку и перевозку грузов железнодорожным транспортом. Новый эколог определил предприятие как ОНВОС 2 категории и внес о нем сведения как о вновь учтенном предприятии 2 категории. В результате по одному адресу появилось 2 ОНВОС практически полностью повторяющихся.
В результате внеплановой прокурорской проверки были выявлены следующие нарушения:
• Нет актуализации постановки на учет ОНВОС
• Отсутствует декларация о негативном воздействии на ОС для 2 категории ОНВОС,
• Неправильное хранение отходов (металлические контейнеры для накопления разнородных промотходов не укрыты навесом, не герметичны, на них отсутствуют крышки, отходы присыпаны снегом).
• Отсутствуют демеркуризационные наборы в местах накопления ртутьсодержащих ламп, а сами лампы хранятся без упаковки.
Каким образом организовать действия при получении таких замечаний для устранения нарушений в кратчайший срок?
Для начала необходимо определить, какие из этих нарушений относятся к нарушениям в оформлении документов (не причиняют прямого вреда окружающей среде), а какие непосредственно наносят вред ОС и здоровью человека.
В данном случае, наиболее опасная ситуация сложилась при обращении с ртутьсодержащими лампами, так как были нарушены требования Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» в части хранения ламп без упаковки.
Предприятию необходимо разработать инструкцию по обращению со ртутьсодержащими лампами и организовать их накопление и заводской упаковке.
А вот требование о наличии демеркуризационногоо надзора не вполне обосновано: при возникновении ситуации с повреждением ртутьсодержащих ламп предприятие может не устранять последствия своими силами, а воспользоваться услугами специалистов в этой области. А при использовании наборов, остается еще и обязанность по вывозу образовавшихся в результате отходов.
Далее необходимо устранить нарушение на площадке накопления промотходов: организовать установку герметичных контейнеров, организовать контроль за тем, чтобы крышки плотно закрывали контейнеры. Сами контейнеры необходимо установить на асфальтированной или бетонированной площадке, имеющей обваловку и ограждение.
Требования к содержанию контейнерных площадок изложены в санитарных правилах и нормах СанПиН 2.1.3684-21, которые устанавливают требования к содержанию территорий поселений, водоснабжению, жилым помещениям, обращению с отходами.
Что касается постановки на учет ОНВОС, то при модернизации производства необходимо было руководствоваться актуализацией данных об объекте, а не дублировать заявку с изменениями, в результате чего произошло задвоение источников.
В уже сложившейся ситуации необходимо снять с учета объект 3 категории.
Для объекта 2 категории необходимо рассчитать нормативы образования отходов, нормативы выбросов в атмосферный воздух и подать декларацию о воздействии на окружающую среду.
Обеспечение экологической безопасности на предприятии - сложный и трудоемкий процесс.
Вместе с тем, на многих предприятиях специалист по обеспечению экологической безопасности одновременно отвечает и за другие направления безопасности: пожарную, в области охраны труда и т.д.
А теперь представьте, что специалист сменился в преддверии плановой проверки! В такой непростой период неудивительно допустить ошибки и получить штраф.
Но оплата штрафа не освобождает предприятие от обязанности устранить нарушения, а именно- выполнить предписание на их устранение.
Разберу конкретный случай:
Предприятие ООО «Ромашка» занимается металлообработкой. В 2017 году производственная площадка организации была поставлена на учет как объект негативного воздействия 3 категории: резка, сварка металла, цех покраски, проезд, погрузка-разгрузка товаров. После чего произошла смена специалиста по экологической безопасности и модернизация производства - на площадку были заведены железнодорожные рельсы и закуплен тепловоз для перемещения товаров (металла). Также предприятие добавило в ОКВЭД погрузку и перевозку грузов железнодорожным транспортом. Новый эколог определил предприятие как ОНВОС 2 категории и внес о нем сведения как о вновь учтенном предприятии 2 категории. В результате по одному адресу появилось 2 ОНВОС практически полностью повторяющихся.
В результате внеплановой прокурорской проверки были выявлены следующие нарушения:
• Нет актуализации постановки на учет ОНВОС
• Отсутствует декларация о негативном воздействии на ОС для 2 категории ОНВОС,
• Неправильное хранение отходов (металлические контейнеры для накопления разнородных промотходов не укрыты навесом, не герметичны, на них отсутствуют крышки, отходы присыпаны снегом).
• Отсутствуют демеркуризационные наборы в местах накопления ртутьсодержащих ламп, а сами лампы хранятся без упаковки.
Каким образом организовать действия при получении таких замечаний для устранения нарушений в кратчайший срок?
В данном случае, наиболее опасная ситуация сложилась при обращении с ртутьсодержащими лампами, так как были нарушены требования Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» в части хранения ламп без упаковки.
Предприятию необходимо разработать инструкцию по обращению со ртутьсодержащими лампами и организовать их накопление и заводской упаковке.
А вот требование о наличии демеркуризационногоо надзора не вполне обосновано: при возникновении ситуации с повреждением ртутьсодержащих ламп предприятие может не устранять последствия своими силами, а воспользоваться услугами специалистов в этой области. А при использовании наборов, остается еще и обязанность по вывозу образовавшихся в результате отходов.
Требования к содержанию контейнерных площадок изложены в санитарных правилах и нормах СанПиН 2.1.3684-21, которые устанавливают требования к содержанию территорий поселений, водоснабжению, жилым помещениям, обращению с отходами.
Что касается постановки на учет ОНВОС, то при модернизации производства необходимо было руководствоваться актуализацией данных об объекте, а не дублировать заявку с изменениями, в результате чего произошло задвоение источников.
В уже сложившейся ситуации необходимо снять с учета объект 3 категории.
Для объекта 2 категории необходимо рассчитать нормативы образования отходов, нормативы выбросов в атмосферный воздух и подать декларацию о воздействии на окружающую среду.
Теги: #оквэд #онвос #учетонвос #хранениеотходов #демеркуризационныенаборы #нормативывыбросов #экологическаябезопасность