В своей практике я часто сталкиваюсь с тем, что для определения количества отходов строительные организации опираются на данные из тома ООС строительной документации. Это не всегда оправдано, часто реальная ситуация на строительной площадке отличается от прописанной в документах.
Приведу пример:
Организация осуществляет строительство части трубопровода. В результате гидроиспытаний (согласно тому ООС) образуется 3000 тонн грунта загрязнённого нефтепродуктами, с содержанием нефтепродуктов свыше 15%. Это отход третьего класса опасности.
Плата за негативное воздействие на ОС (согласно договора подряда) лежит на строительной организации.
Ставка платы не была учтена в томе ООС, соответственно, не попала в сметную документацию.
И если бы организация разметила данные отходы на полигоне, то ей пришлось бы заплатить более 4 миллионов за негативное воздействие на ОС.
При анализе данной ситуации я детально описала технологический процесс гидроиспытаний при которых в новые, вновь установленные трубы подаётся вода, и даже в случае пролива не может образовываться столь масштабное загрязнение.
Были отобраны пробы грунта, проведен анализ. Большая часть грунта оказалась незагрязненной, (то есть 5 класс опасности), загрязнение нефтепродуктами оставшегося грунта не превысило 15%, (данный отход отнесен к 4 классу опасности). После пересчета, плата за негативное воздействии при размещении грунтов составила 150000 рублей.
Данный пример – еще одно подтверждение того, что при организации строительства необходимо очень тщательно изучать всю имеющуюся документацию, а также просчитать траты на осуществление постановки ОНВОС на учет, снятие с учета (при необходимости актуализации), а также возможные траты на оплату негативного воздействия и проведение инструментальных измерений.
От практики перейду к теории.
Каждый природопользователь при организации своей деятельности хотя бы однократно, но сталкивался с постановкой объекта негативного воздействия на окружающую среду на учет.
Напоминаю, объектом, оказывающим НВОС, является "объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков".
Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты, на которых они осуществляют хозяйственную или иную деятельность и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (на основании ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет. Порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установлен Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду".
Поскольку в ходе строительства оказывается негативное воздействие на окружающую среду, объект строительства может рассматриваться в качестве объекта HBOC соответствующей категории и подлежит постановке на государственный учет объектов HBOC (письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 6 июня 2019 г. N 12-47/12871 "О постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет").
Строительная площадка, на которой осуществляется деятельность по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, подпадает под приведённое в статье 1 Закона N 7-ФЗ определение объекта НВОС, поскольку в ходе строительства оказывается негативное воздействие на окружающую среду (Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 1 февраля 2021 г. N МК-02-02-34/2531 "О предоставлении разъяснений").
Осуществление на объекте НВОС хозяйственной или иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев является критерием для отнесения объекта НВОС к объектам III категории (согласно подп. 3 п. 6 Критериев, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2398). А в соответствии с п. 11 Критериев, осуществление на объекте НВОС хозяйственной или иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью менее 6 месяцев, является критерием для отнесения объекта НВОС к объектам IV категории.
Обращаю ваше внимание!
С 1 января 2021 года у строительных организаций добавилась обязанность не только по постановке на учет, но и снятию ОНВОС с учета, как объекта негативного воздействия по завершению строительства. Также, как следствие - организация производственного экологического контроля в случае присвоения 3 категории и подачи ежегодной экологической отчетности в зависимости от категории ОВНОС.
В своей практике я часто сталкиваюсь с тем, что для определения количества отходов строительные организации опираются на данные из тома ООС строительной документации.
Это не всегда оправдано, часто реальная ситуация на строительной площадке отличается от прописанной в документах.
Приведу пример:
Организация осуществляет строительство части трубопровода. В результате гидроиспытаний (согласно тому ООС) образуется 3000 тонн грунта загрязнённого нефтепродуктами, с содержанием нефтепродуктов свыше 15%. Это отход третьего класса опасности.
Плата за негативное воздействие на ОС (согласно договора подряда) лежит на строительной организации.
Ставка платы не была учтена в томе ООС, соответственно, не попала в сметную документацию.
И если бы организация разметила данные отходы на полигоне, то ей пришлось бы заплатить более 4 миллионов за негативное воздействие на ОС.
При анализе данной ситуации я детально описала технологический процесс гидроиспытаний при которых в новые, вновь установленные трубы подаётся вода, и даже в случае пролива не может образовываться столь масштабное загрязнение.
Были отобраны пробы грунта, проведен анализ. Большая часть грунта оказалась незагрязненной, (то есть 5 класс опасности), загрязнение нефтепродуктами оставшегося грунта не превысило 15%, (данный отход отнесен к 4 классу опасности). После пересчета, плата за негативное воздействии при размещении грунтов составила 150000 рублей.
Данный пример – еще одно подтверждение того, что при организации строительства необходимо очень тщательно изучать всю имеющуюся документацию, а также просчитать траты на осуществление постановки ОНВОС на учет, снятие с учета (при необходимости актуализации), а также возможные траты на оплату негативного воздействия и проведение инструментальных измерений.
От практики перейду к теории.
Каждый природопользователь при организации своей деятельности хотя бы однократно, но сталкивался с постановкой объекта негативного воздействия на окружающую среду на учет.
Напоминаю, объектом, оказывающим НВОС, является "объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков".
Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты, на которых они осуществляют хозяйственную или иную деятельность и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (на основании ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет. Порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установлен Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду".
Поскольку в ходе строительства оказывается негативное воздействие на окружающую среду, объект строительства может рассматриваться в качестве объекта HBOC соответствующей категории и подлежит постановке на государственный учет объектов HBOC (письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 6 июня 2019 г. N 12-47/12871 "О постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет").
Строительная площадка, на которой осуществляется деятельность по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, подпадает под приведённое в статье 1 Закона N 7-ФЗ определение объекта НВОС, поскольку в ходе строительства оказывается негативное воздействие на окружающую среду (Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 1 февраля 2021 г. N МК-02-02-34/2531 "О предоставлении разъяснений").
Осуществление на объекте НВОС хозяйственной или иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев является критерием для отнесения объекта НВОС к объектам III категории (согласно подп. 3 п. 6 Критериев, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2398). А в соответствии с п. 11 Критериев, осуществление на объекте НВОС хозяйственной или иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью менее 6 месяцев, является критерием для отнесения объекта НВОС к объектам IV категории.
Обращаю ваше внимание!
С 1 января 2021 года у строительных организаций добавилась обязанность не только по постановке на учет, но и снятию ОНВОС с учета, как объекта негативного воздействия по завершению строительства. Также, как следствие - организация производственного экологического контроля в случае присвоения 3 категории и подачи ежегодной экологической отчетности в зависимости от категории ОВНОС.
Теги: #онвос #нвос #государственный_реестр #охрана_окружающей_среды #изменения_качества_окружающей_среды