Новые правила в установлении СЗЗ

Новые правила в установлении СЗЗ

В 2021 году «регуляторная гильотина» коснулась и самого тяжелого вопроса в обеспечении экологической безопасности и охране здоровья населения – разработке и установлению СЗЗ.
В прошлом году появились обновления (Федеральные законы 342-ФЗ от 03.08.2018 и 455-ФЗ от 27.12.2019), уже готовятся к утверждению новые СанПиН и Положение о СЗЗ.

На сегодняшний день предприятия уже столкнулись с необходимостью установить санитарно-защитную зону. Многие оказались в ситуации сокращения СЗЗ в условиях уплотненной застройки. Для подтверждения соблюдения условий сокращения, этим организациям также пришлось провести более углубленный инструментальный контроль качества окружающей среды. Далее им необходимо оформить кадастровую карту и пройти все этапы согласования. Весь процесс занимает долгое время и обходится предприятиям очень дорого. Поэтому вопрос с изменениями в правилах установления границ санитарно-защитной зоны на сегодня чрезвычайно актуален: те предприятия, которые ее уже установили, опасаются, что нужно будет переделывать (тем более, что такая практика с получением решений уже была в 2019 году). Те организации, которые еще не установили СЗЗ, с осторожностью относятся к нововведениям, так как это может кратно повысить цену на и без того не дешевый процесс разработки, подтверждения установления СЗЗ.

Какие нововведения вводятся, какие планируются и чего стоит ждать? Расскажу в данной статье.



image

Прежде всего, необходимо отметить, что изменения в нынешние НПА по СЗЗ жизненно необходимы – в большинстве своем они неясные и во многом противоречат друг другу.
Напомню, что до введения в действие постановления № 2221 основным документом для разработки проектов СЗЗ были санитарные правила и нормативы — СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Данные правила на сегодня вошли в так называемый «белый» список НПА.

Справочно:

Предложения в перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, проведение оценки, соблюдения которых будет допускаться после 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предоставлении государственных и муниципальных услуг («белый список»).



Также в этот список вошло и Постановление Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон".

В последний документ и планируют ввести изменения, точнее- заменить его другим. Разработанный документ представлен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Рассмотрю изменения более подробно:



1.  Дополнить пунктом 6 следующего содержания: «6. Сведения о размерах и границах санитарно-защитной зоны размещаются в сети «Интернет» на официальных сайтах.

То есть госорганы обязаны будут публиковать сведения о СЗЗ на своих ресурсах, правда пока не понятно, в какой срок?

2. Абзац 2 пункта 1 Правил изложить в следующей редакции: «Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства и некапитальных строений, сооружений, групп производственных объектов, автомобильных дорог и железнодорожных линий, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), формирующих химическое, физическое и биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования, за границами земельного участка, принадлежащего объекту и оформленного в установленном порядке (далее - промышленная площадка), за границами полосы отвода для автомобильных дорог и железнодорожных линий».

Нововведение касается и установления СЗЗ для железных и автомобильных дорог. Если показатели укладываются в нормы для полосы отвода, то СЗЗ не нужно устанавливать, а если нет - то необходимо установить, правда не ясно как, потому что санитарные разрывы больше не устанавливаются, а объект очень протяженный.



3. В пункте 7 Правил слова «за контуром объекта» заменить словами «за границами промышленной площадки объекта».

Упразднен некорректный термин «контур объекта», вокруг которого было много споров.



4. Дополнить Правила пунктом 16.1 следующего содержания: Проведение расчетов химического, биологического и (или) физического воздействия объекта на среду обитания человека для установления санитарно-защитной зоны не требуется в случае, если такой объект относится к объектам I - V класса опасности согласно санитарной классификации, расположен за границами населенного пункта и расстояние от границ земельного участка, на котором расположен объект или контура объекта, не являющегося объектом капитального строительства, до ближайших к объекту жилой застройки, других объектов, в отношении которых в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения нормируются факторы среды обитания и условия жизнедеятельности человека (далее - нормируемые объекты) в 10 и более раз превышает указанный ниже размер санитарно-защитной зоны, для объекта соответствующего класса опасности. В указанных случаях границы и размеры санитарно-защитных зон устанавливаются в соответствии с пунктом 33.1 настоящих Правил.

Согласно новому документу, для объектов, которые находятся вне населенных пунктах на большом удалении не нужно устанавливать СЗЗ. Однако, разработать проект СЗЗ все же придётся, чтобы доказать, что все в норме.



5. Раздел 2 «Методика выполнения работ при проектировании санитарно-защитной зоны» должен содержать: […] методы, методики и программные средства, использованные для выполнения работ; параметры, принятые для выполнения расчетов рассевания (коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе: коэффициент, зависящий от температурной стратификации атмосферы; средняя максимальная температура атмосферного воздуха наиболее жаркого месяца года; средняя максимальная температура атмосферного воздуха наиболее холодного месяца года; значение скорости ветра, превышаемой по средним многолетним данным не более чем в 5% случаев в году; среднегодовая повторяемость ветров различных направлений (роза ветров), частота возникновения аномальных, для рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере, явлений – инверсий, штилей, неблагоприятных метеоусловий […]

Теперь кроме фона, климата и метеопараметров необходимо будет еще получить данные по НМУ, инверсии, штилям. Как это будет реализовано- пока не ясно.



6. Введен термин «предельный размер санитарно-защитной зоны объекта».

Новый термин отличает от определения ориентировочной зоны, он устанавливает максимальную протяженность СЗЗ.



7. 33.4. Раздел 4 «Оценка фактической и перспективной градостроительной ситуации» должен содержать:

а) ситуационную карту-схему, на которую должны быть нанесены: земельный участок (участки) объекта, на котором он размещён, а также иные объекты и территории, как существующие, так и перспективные с учетом документов территориального планирования и градостроительного зонирования;

б) карту-схему с нанесенными границами санитарно-защитной зоны с указанием масштаба;

в) адресный реестр объектов и территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания (в случае наличия таких объектов и 5 территорий в границах предлагаемой к установлению санитарно-защитной зон).

Данный пункт уже давно был необходим, так как его отсутствие порождало массу конфликтов. Устанавливая СЗЗ, организация накладывает обременение на определенный участок земли, в нем нельзя строить жилье, выращивать пищевую продукцию и обустраивать зоны рекреации, так как зачастую такие зоны мешают развитию городов.



8. 33.11, ж) сведения об ограничениях использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, сведения о правообладателе здания, сооружения, застройщике, об органе государственной власти или органе местного самоуправления, обязанных возместить убытки, причиненные в связи с установлением, изменением санитарно-защитной зоны, и срок наступления обязанности по возмещению убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением санитарно-защитных зон.

Данный пункт уже многократно обсуждался! Действительно, при наложении СЗЗ, или организации, те, чьи земли оказались под обременением, могут получить компенсации.

Что в итоге:

На данный момент нет указаний переделывать предыдущие проекты, к тому же, в проект все еще вносятся изменения.

Теги: #снитарнозащитныезоны #регуляторнаягильотина #экологическаябезопасность #границысанитарнозащитнойзоны #сзз #правилаустановлениясзз #экология #данныепонмуу

Подпишитесь на новости HSE Blog
Только зарегистрированные пользователи могут писать комментарии. Войдите, пожалуйста.