Ни для кого уже не секрет, что СОТы столкнулись лицом к лицу с «регуляторной гильотиной». Документы отменяют, а взамен – ничего!
Новые, в лучшем случае, мы видим в проектах, причём некоторые из них обсуждаются не по одному году.
На все это накладывается еще и пандемия коронавируса. В итоге, ситуация «по классике»: «Все смешалось в доме Облонских».
В дополнение к этим новогодним подаркам от законотворцев, проблема в лице «акул бизнеса», которые пытаются монополизировать рынок услуг в области охраны труда.
Буквально на днях мы столкнулись с выбором образовательной организации, в которой можно пройти внеочередную проверку знаний. И понеслось!
С 1 января В связи со вступлением в силу приказов Минтруда России, которые ввели новые правила по охране труда, каждый работодатель обязан провести обучение сотрудников и внеочередную проверку знаний в объеме утвержденных изменений, которые коснулись деятельности их работников (п. 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29).
Дальше больше, в Письме от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167 Минтруд разъяснил, что работодатель может организовать внеочередную проверку знаний силами своей комиссии, если она создана в соответствии все с тем же Порядком. При этом члены комиссии обязаны пройти обучение в сторонних учебных центрах.
В соответствии с частью 1 пункта 2.3.2 Порядка обучения, обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда и соответствующей материально-технической базы.
Следовательно, обучение и проверку знаний требований охраны труда, как правило, проводят образовательные учреждения, но есть исключения. К примеру, организации, относящиеся к сегменту крупного бизнеса, которым экономически более выгодно получить необходимую лицензию (выполнив необходимые условия в соответствии с частью 1 пункта 2.3.2 Порядка обучения) и самим обучать своих руководителей и специалистов.
Согласно абзацу 7 пункта 2.3.2 Порядка обучения, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций проходят обучение в образовательных организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Так же стоит учесть, что комиссия по проверке знаний требований ОТ может в принципе отсутствовать на предприятии. Конкретного требования о необходимости наличия ее на предприятии - нет.
Но в пункте 6 проверочного листа № 28, утвержденного Рострудом, есть вопрос: «Наличие у работодателя приказа (распоряжения) о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, включающих руководителей организации и ее структурных подразделений, специалистов служб охраны труда, главных специалистов (технолог, механик, энергетик)» и далее видим ссылку на абзацы 1 и 2 пункта 3.4 Порядка обучения.
Открывая данный пункт, видим, что в нём указаны требования необходимые для проведения проверки знаний требований охраны труда, но нет ни слова о необходимости обязательного наличия данной комиссии на предприятии.
Следовательно, соблюдать его необходимо лишь при наличии в организации комиссии по проверке знаний требований охраны труда. То есть при желании и финансовой возможности, организация может направлять на обучение и проверку знаний требований охраны труда как руководителей и специалистов, так и работников рабочих профессий в учебный центр. И тогда необходимость присутствия комиссии отпадает.
Идем дальше. Пункт 3.5. Согласно ему, проверка знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей организаций, проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их трудовые функции с учетом должностных обязанностей и характера производственной деятельности.
А что конкретно имеется ввиду?!
Работодателям позволено создавать свои комиссии для того, чтобы в определённых ситуациях проводить обучение работников определённых категорий (работа на высоте, электротехнический и электро технологический персонал и других) и осуществлять проверку знаний без привлечения образовательных организаций, силами своих подготовленных в УЦ специалистов, имеющих соответствующие группы по электробезопасности или группу для работ на высоте? Специалисты обучают, а комиссия осуществляет проверку этих знаний в указанных областях ОТ, оформляет это протоколом, делает отметку в удостоверении о проверке знаний.
Некоторые НПА не предполагают ежегодное обучение, но предусматривают ежегодную проверку знаний (например ПОТ при работе на высоте). Эти проверки и осуществляет комиссия, а при её отсутствии проверку можно пройти в учебном центре, где проходили обучение.
Если работодатель решает создать у себя комиссию, то он направляет ее членов на обучение в учебные центры. Тут возникает вопрос: а где проходят обучение члены комиссий учебных центров? В соответствии с Порядком (пункт 2.3.2.), члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
И тут возникает очередной вопрос:
что это за организации из текста документа не понятно? Исходя из требований Федерального закона номер 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», лицензированием образовательной деятельности, в том числе предоставления дополнительного профессионального образования занимается Министерство образования и науки Российской Федерации. Исходя из пункта 4.5 статьи 22 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательные организации могу быть частными, муниципальными и государственными. Государственными являются те, учредителем которых является Российская Федерация. Организационно правовая форма таких организаций ГОУ – Государственное образовательное учреждение. Организаций такой формы, занимающихся дополнительным профессиональным обучением по вопросам охраны труда, не существует. Опираясь на приказ № н Министерства труда можно предположить, что организации, имеющие лицензию Минобразования и включенные в реестр обучающих организаций Минтруда, и являются обучающими организациями, наделенными Федеральным органом исполнительной власти – Минтрудом полномочиями заниматься обучением и проверкой знаний требований охраны труда.
Следовательно, учебные центры могут обучить членов своих комиссий в любой организации, которая имеет лицензию Минобразования, включена в реестр Минтруда и имеет утвержденную программу, включающую требование новых правил по охране труда.
Миф, который нам доносят «уважаемые» эксперты, говоря о том, что члены комиссий учебных центров должны пройти обучение именно во ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, нормативно не обоснован. Учебные центры сами вправе выбирать куда направить обучаться членов своих комиссий.
Наши НПА далеки от совершенства и «уважаемых» экспертов такая ситуации устраивает. Одни требуют, что вздумается, другие делают вид, что это правильно и исполняют.
А ведь наверняка у многих созданы такие комиссии, которые не работают, а подписывают ненужные протоколы и удостоверения. И всё лишь для того, чтобы ненароком не попасть в немилость к проверяющим.
Ни для кого уже не секрет, что СОТы столкнулись лицом к лицу с «регуляторной гильотиной».
Документы отменяют, а взамен – ничего!
Новые, в лучшем случае, мы видим в проектах, причём некоторые из них обсуждаются не по одному году.
На все это накладывается еще и пандемия коронавируса. В итоге, ситуация «по классике»: «Все смешалось в доме Облонских».
В дополнение к этим новогодним подаркам от законотворцев, проблема в лице «акул бизнеса», которые пытаются монополизировать рынок услуг в области охраны труда.
Буквально на днях мы столкнулись с выбором образовательной организации, в которой можно пройти внеочередную проверку знаний. И понеслось!
С 1 января В связи со вступлением в силу приказов Минтруда России, которые ввели новые правила по охране труда, каждый работодатель обязан провести обучение сотрудников и внеочередную проверку знаний в объеме утвержденных изменений, которые коснулись деятельности их работников (п. 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29).
Дальше больше, в Письме от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167 Минтруд разъяснил, что работодатель может организовать внеочередную проверку знаний силами своей комиссии, если она создана в соответствии все с тем же Порядком. При этом члены комиссии обязаны пройти обучение в сторонних учебных центрах.
В соответствии с частью 1 пункта 2.3.2 Порядка обучения, обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда и соответствующей материально-технической базы.
Согласно абзацу 7 пункта 2.3.2 Порядка обучения, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций проходят обучение в образовательных организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Так же стоит учесть, что комиссия по проверке знаний требований ОТ может в принципе отсутствовать на предприятии. Конкретного требования о необходимости наличия ее на предприятии - нет.
Но в пункте 6 проверочного листа № 28, утвержденного Рострудом, есть вопрос: «Наличие у работодателя приказа (распоряжения) о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, включающих руководителей организации и ее структурных подразделений, специалистов служб охраны труда, главных специалистов (технолог, механик, энергетик)» и далее видим ссылку на абзацы 1 и 2 пункта 3.4 Порядка обучения.
Открывая данный пункт, видим, что в нём указаны требования необходимые для проведения проверки знаний требований охраны труда, но нет ни слова о необходимости обязательного наличия данной комиссии на предприятии.
Идем дальше. Пункт 3.5. Согласно ему, проверка знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей организаций, проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их трудовые функции с учетом должностных обязанностей и характера производственной деятельности.
А что конкретно имеется ввиду?!
Работодателям позволено создавать свои комиссии для того, чтобы в определённых ситуациях проводить обучение работников определённых категорий (работа на высоте, электротехнический и электро технологический персонал и других) и осуществлять проверку знаний без привлечения образовательных организаций, силами своих подготовленных в УЦ специалистов, имеющих соответствующие группы по электробезопасности или группу для работ на высоте? Специалисты обучают, а комиссия осуществляет проверку этих знаний в указанных областях ОТ, оформляет это протоколом, делает отметку в удостоверении о проверке знаний.
Некоторые НПА не предполагают ежегодное обучение, но предусматривают ежегодную проверку знаний (например ПОТ при работе на высоте). Эти проверки и осуществляет комиссия, а при её отсутствии проверку можно пройти в учебном центре, где проходили обучение.
Если работодатель решает создать у себя комиссию, то он направляет ее членов на обучение в учебные центры. Тут возникает вопрос: а где проходят обучение члены комиссий учебных центров? В соответствии с Порядком (пункт 2.3.2.), члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
И тут возникает очередной вопрос:
что это за организации из текста документа не понятно? Исходя из требований Федерального закона номер 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», лицензированием образовательной деятельности, в том числе предоставления дополнительного профессионального образования занимается Министерство образования и науки Российской Федерации. Исходя из пункта 4.5 статьи 22 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательные организации могу быть частными, муниципальными и государственными. Государственными являются те, учредителем которых является Российская Федерация. Организационно правовая форма таких организаций ГОУ – Государственное образовательное учреждение. Организаций такой формы, занимающихся дополнительным профессиональным обучением по вопросам охраны труда, не существует. Опираясь на приказ № н Министерства труда можно предположить, что организации, имеющие лицензию Минобразования и включенные в реестр обучающих организаций Минтруда, и являются обучающими организациями, наделенными Федеральным органом исполнительной власти – Минтрудом полномочиями заниматься обучением и проверкой знаний требований охраны труда.
Миф, который нам доносят «уважаемые» эксперты, говоря о том, что члены комиссий учебных центров должны пройти обучение именно во ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, нормативно не обоснован. Учебные центры сами вправе выбирать куда направить обучаться членов своих комиссий.
Наши НПА далеки от совершенства и «уважаемых» экспертов такая ситуации устраивает. Одни требуют, что вздумается, другие делают вид, что это правильно и исполняют.
А ведь наверняка у многих созданы такие комиссии, которые не работают, а подписывают ненужные протоколы и удостоверения. И всё лишь для того, чтобы ненароком не попасть в немилость к проверяющим.
Теги: #внеочереднаяпроверказнаний #новыеправилапоохранетруда #обучениечленовкомиссии