Здравствуй читатель.
Настала пора разобраться с «отходным» делом и  с  заблуждением «все должны».
Прошу учесть, что я разбираюсь  с законодательной  камасутрой,  чтобы помочь простым  предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим  деятельность, не связанную с обращением с отходами: торговля, социальные и  образовательные и другие  учреждения, учреждения культуры, детские сады, ресторанный  и гостиничный бизнес, услуги в различных сферах  и т.д. Крупные перерабатывающие и производственные  предприятия в расчёт не беру. На них  работают штатные юристы и экологи.
Для справки.
Законодательные инициативы государства по упорядочению  работы  с  отходами производства и потребления начали набирать обороты ещё в  начале 2000-х..  Ростехнадзор возглавил нужное движение.  В короткое время возникли многочисленные фирмы и фирмочки,  наперебой предлагающие услуги по расчёту проектов нормативов образования отходов (ПНОО), паспортизации отходов, обучения, отчётности статистической и муниципальной… ит.п. В общем целом, заработала целая  индустрия по обслуживанию государева дела. Подразделения Ростехнадзора в субъектах РФ и, в частности, у нас в Самарской области, буквально обязывали все  организации, предпринимателей и др.  разрабатывать проекты, паспорта на отходы  лицензироваться на деятельность по обращению с отходами, рассылали письма  с  требованием лицензироваться,  грозили штрафами и проводили проверки. Сколько бюджетных и не бюджетных средств  было «добровольно» перечислено   организациями и предпринимателями за   разработку этой макулатуры, история умалчивает. Но ОООчень много!! И даже прокуратуры  всех уровней не остались в стороне. Пока, наконец,  этому беспределу был  поставлен заслон   и «отходное дело»  было  втиснуто  в правовое русло. Тяжёлая работа, граждане, скажу честно.
    Разберёмся теперь с новыми  НПА и попробую разъяснить, что обязаны, а что не обязаны организации и граждане при осуществлении своей деятельности.
    Пойдём последовательно по  всем ступеням правового регулирования.
Обратимся к Федеральному Закону № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ЗАКОН № 89-ФЗ).
    Согласно статье 2 ЗАКОНА № 89-ФЗ правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
    Итак,  регулируют область обращения с отходами ЗАКОН № 89-ФЗ  и многочисленные подзаконные  акты.  Разобраться со всем этим  громадным набором НПА без специального  юридического образования  очень трудно и мало кто рискнёт это сделать. По сути дела, требования  государства остались прежними:  ограничить вредное влияние отходов на природу и людей  и,  упорядочить этот процесс. Одновременно, целая армия «околоотходных» специалистов, по–прежнему морочит голову предпринимателям и организациям фразой  «все должны». Прямо, как в старые добрые времена.
    Ведь отходы образуются от  жизнедеятельности человека и от любой его деятельности. Человек родился, а от него уже отходы образуются. Все отходы разные по своему составу и  свойствам.  Поэтому,  считать, что государство обязывает всех, без исключения,  учитывать отходы (вести документацию), обучаться по отходам, паспортизировать отходы, лицензироваться на деятельность по обращению с отходами  и отчитываться за отходы - глубокое заблуждение. А именно это и втолковывается заинтересованными структурами наивным слушателям.  Ваш отход- это их доход. Будем называть их заинтересантами. Очень  распространённый аргумент заинтересантов гениально прост – «У вас же образуются отходы? А отходы куда-то складываете, а значит, осуществляете накопление… Закон обязывает…» и т.д. и т.п...  И всё! Пошло, поехало.   Вы уже на крючке. Сразу приходят на память   мудрый КА и бандерлоги  из сказки  «Маугли».
    Не поленитесь разобраться с фактическими  требованиями законодательства.
    Например, Глава III. Общие требования к обращению с отходами ЗАКОНА № 89-ФЗ. Статьи с 9 по 17 этой  главы  устанавливают именно ОБЩИЕ требования к обращению с отходами.   Практически, в каждой статье  имеются ссылки на  другие  законы, либо на подзаконные НПА, которые детализируют  эту самую статью,  раскрывают её практическое применение.
    Однако, заинтересанты используют  декларативные  требования этой главы буквально, в качестве  обязательных для всех.  Довольно распространённый приём при работе с  неподготовленной аудиторией.
    Например, взять  статью 14, которая устанавливает требования  к обращению с отходами с 1 по 5 класс опасности. Внушается, что она обязывает всех паспортизировать свои отходы (а каждый паспорт, между прочим,  стоит денег), относить их к классу опасности. Вроде,  звучит убедительно на первый взгляд. Но,  как-то пропускается, что это ОБЩИЕ требования.
    Статья говорит «Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности…»,  и  далее, ВНИМАНИЕ!,  в ПОРЯДКЕ, установленном уполномоченным органом. В статье отсутствует слово «ВСЕ». Видите разницу?
    Очевидно, что статьёй 14 ЗАКОНА № 89-ФЗ, установлены требования  проводить отнесение  отходов  к классу опасности паспортизацию по установленным  уполномоченными органами порядкам:
-    порядок отнесения  отходов  к классу опасности, утверждённый Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1027 "Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности"  (далее- ПОРЯДОК-1027)
- порядок паспортизации отходов, утверждённый  Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 декабря 2020 г. N 1026 "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности" (далее- ПОРЯДОК-1026).
    Так же, в статье имеется уточнение. Согласно пункту 2 статьи 14 ЗАКОНА № 89-ФЗ,  подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), предусмотренный статьей 20 настоящего закона, не требуется.
    Забегая вперёд, скажу,   если ваш  отход  входит в ФККО и отходу присвоен класс опасности (последняя цифра),  дополнительного подтверждение отнесения ваших отходов к конкретному классу  опасности не требуется.
    Таким образом,  изучая  Главу III ЗАКОНА № 89-ФЗ постатейно,   вы сами можете делать выводы  о  применении заинтересантами слова «все должны».
    Итак, мы  вплотную подошли к Главе IV ЗАКОНА № 89-ФЗ Нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами. Вот там уже  содержатся конкретные требования к  обращению с отходами, кто и что обязан делать.
    Но, сначала вернёмся к статье 1 Закона № 89-ФЗ.
В статье 1 Закона № 89-ФЗ даны основные понятия, используемые  в «отходном» деле. Например, «обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;».
Поэтому, необходимо понять, что за деятельность вы осуществляете и затем уже делать выводы.
ВНИМАНИЕ: слово «деятельность» здесь имеет ключевое значение.  Вас убеждают, что "деятельность" – это  есть  любая деятельность. В этом и кроется  главная  фишка  заинтересантов. Однако, посмотрим на ситуацию с другой стороны.
    У нас, в РФ любому виду деятельности присваивается ОКВЭД.
Задайте себе вопрос - каким видом деятельности вы занимаетесь? Какой у вас ОКВЭД? И сразу вам станет ясно, что вы  на  правильном пути.
    Крупные промышленные, перерабатывающие, обрабатывающие  производства и др., могут иметь площадки для накопления отходов и последующего их  самостоятельного вывоза, или арендуют землю на объектах размещения отходов для размещения и захоронения своих отходов, или , например,    другие  юридические лица имеют  установки для  утилизации отходов, обезвреживание отходов, или  цеха для переработки  поступающих отходов.  Все упомянутые предприятия, конечно,    осуществляют деятельность по обращению с отходами и обычно имеют к своей основной лицензии  ещё и лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. А лицензия  просто так не выдаётся. Для её получения к  претенденту на  лицензию предъявляются определённые  требования. Кому интересно, может её посмотреть.  Поэтому, если ваша деятельность никак не подходит под условия лицензирования, то вы никак её осуществлять не можете.
    Таким образом,  вывод напрашивается сам собой - отходы  есть, а деятельность по обращению с отходами отсутствует.    Разберёмся с этой ситуацией**.**
    Пунктом 1 статьи 19 ЗАКОНА № 89-ФЗ установлено, что учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, обязаны вести в установленном ПОРЯДКЕ  индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами!!
ВНИМАНИЕ! Учёт отходов невозможен без классификации и паспортизации отходов. Это я к статье 14 ЗАКОНА № 89-ФЗ.
    ПОРЯДОК  учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, а ПОРЯДОК статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации.
    Если Вы не осуществляете деятельность  в области обращения с отходами и  лицензии у вас нет, то оба ПОРЯДКА установлены не для вас.
В этом убедитесь сами:
    Если вы  откроете порядок  учета в области обращения с отходами, установленный  Приказом  Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами"  ( далее- ПОРЯДОК-1028) то вам сразу бросится в глаза  пункт 1, в котором чётко прописано, что  указанный порядок  устанавливает требования  к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами.
    Открываем порядок статистического учета, утверждённый Приказом Росстата от 09.10.2020 N 627 (ред. от 13.11.2020) "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» (далее - ПОРЯДОК - 627):
-Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления (Форма № 2 – ТП (отходы)), предоставляют юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.
    То есть, всё сразу встаёт на свои места. Становится понятно, что и учёт и отчётность по отходам  государство устанавливает, исключительно, для  лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
    После  выяснения  отсутствия связи  между вашей деятельностью и   обязанностью сдавать форму 2-ТП (отходы),  кажется, что  отпадает  необходимость  знать,  какие  же отходы у вас образуются  и  как  от них законно  избавляться. Но, это не так. Надо знать об своих отходах всё, чтобы не попасть в неприятную историю.
Об этом  я расскажу во II части статьи

Приказ Росстата от 9 Октября 2020 года № 627 Приказ Росстата от 09.10.2020 N 627 Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения (с изменениями на 13 ноября 2020 года) Приказ Минприроды России от 8 Декабря 2020 года № 1028 Приказ Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ) от 08.12.2020 N 1028 Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами Приказ Минприроды России от 8 Декабря 2020 года № 1026 Приказ Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ) от 08.12.2020 N 1026 Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности Приказ Минприроды России от 8 Декабря 2020 года № 1027 Приказ Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ) от 08.12.2020 N 1027 Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности

Теги: #Правовые вопросы экологии

Подпишитесь на новости HSE Blog
  1. ...
    Очень бы хотелось ознакомиться с удачной практикой по такому применению терминологии. Наша практика противоречит информации, приведенной в статье. Столь обширное по времени описание – начиная даже со времен Ростехнадзора во всех уровнях экологии, не соответствует современной реальности. Это сбивает с толку и видно, что автор «застрял» во времени и запутался в понятиях. Начнем с того, что согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" Ростехнадзор, несмотря на свое красивое официальное название - в области ООС регулирует следующее: «в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также компетентным органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой к Конвенции о физической защите ядерного материала». Начнем с того, что согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" Ростехнадзор регулирует обращение с радиоактивными отходами. Обычных, рядовых природопользователей, не связанных с радиоактивными отходами, курирует в сфере экологии на федеральном уровне (организации, оказывающие значительное влияние на ОС, и/или имеющие лицензии на сбор, транспортирование отходов, а также объекты нефтедобычи и т.д) – Управление Росприроднадзора, на региональном уровне – территориальные органы (департаменты, отделы экологии при администрациях районов, министерства). Таким образом, для подавляющего большинства организаций непроизводственного сектора, а именно для них, судя по всему, и написана данная статья, попадают под сферу действия регионального экологического надзора. Далее необходимо уточнить, что начиная с 2019 года и по настоящее время в при организации охраны окружающей среды на предприятии необходимо руководствоваться категорией предприятия по степени его негативного воздействия на окружающую среду , определяемо согласно Критериям Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий". При определении степени негативного влияния указывается все действие на ОС – образование отходов, влияние на воду, почву, атмосферный воздух. Одним из критериев является и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) – документ, входящий в состав общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, и содержащий статистические сведения, благодаря которым органы государственной власти могут понимать, чем занимается субъект предпринимательской деятельности. Очень важно отметить, что ОКВЭД входит в перечень критериев, но отнюдь не является единственным. Уже исходя из категории негативного воздействия на ОС и определяется пакет документов на предприятии. То есть опираться исключительно на ОКВЭД нецелесообразно. Что касается паспортизации, мало просто громко заявить «что не все должны», необходимо обратиться к Приказу Минприроды России от 08.12.2020 N 1026 "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 N 61836) согласно которому «Паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности». То есть, если в процессе деятельности образовались опасные отходы, то их необходимо снабдить документом – паспортом. Паспорт отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Однако автор статьи далее начинает очень вольно обращаться с терминологией. Разберем более подробно термин «отход». Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет отходы производства и потребления как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт. То есть, даже если организация оказывает услуги, в том числе, например, образовательные, и в процессе образовалось то, что нам необходимо удалить – обрезки бумаги, картона, фантики от конфет, пакетики чая – то у организации образовался отход. Конечно, в нашей практике были случаи, когда детские сады хотели предстать безотходными – со слов заведующей, дети всю пищу съедали, все от поделок собирали и уносили с собой, посуда никогда не билась и продукты доставлялись в полностью оборотной таре. Но по факту, от детского садика на 200 детей образуется порядка 15 тонн отходов в год. Относительно ведения журнала движения отходов, то автор, опять же очень вольно трактует Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 декабря 2020 г. N 1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами", а именно: Порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок) устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. На мой взгляд, пользоваться понятием ОКВЭД в данном случае недопустимо. Что же касается обращения, то все очень логично прослеживается в 1 статье ФЗ-89: обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов – складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Именно это основная масса предприятий и делает – накапливают отход в зависимости от его свойств от нескольких часов на 11 месяцев, а затем передает на захоронение. Таким образом, если в процессе деятельности (уточню – любой) организации образовался отход, то его необходимо паспортизировать (паспорт оформляется вне зависимости от того, есть этот отход в ФККО или нет), а также вести его учет. Читателям предоставляется вся необходимая информация на самых различных ресурсах, однако стратегия мероприятий по охране окружающей среды зависит от грамотного подхода, понимания основных законодательных актов, а также опоры на судебную практику.  
    49
    3 года назад Ответить
  2. ...
    Уважаемая Ольга! Вы, к сожалению, не дождались второй части статьи.  Поторопились высказаться. ОКВЭД- это только начальный этап.  Ошибочно думать, что  автор запутался или устарел.  Автор держит руку на пульсе. Просто, я , в отличие от вас,  руководствуюсь  исключительно юридической составляющей  экологической  проблемы.   А вы воспринимаете  НПА,  не как юрист,  как буд-то они написаны для всех. Для всех только  Конституция написана и Кодексы,  А специфические Законы написаны для  тех, кому они нужны для регулирования деятельности. Радиоактивные отходы меня мало волнуют, а вот детские сады- это, действительно,  объект заинтересантов.   Бедный детский сад!   Дождитесь второй части статьи и , может быть, вы поймёте о чём я  сообщаю  объектам вашего интереса, чтобы они могли защитить свой.   
    50
    3 года назад Ответить
Только зарегистрированные пользователи могут писать комментарии. Войдите, пожалуйста.