ОТХОДЫ И ДОХОДЫ  II часть
После опубликования 1 части моей статьи, пошли комментарии заинтересантов.   Поэтому, приходится немного отвлечься  от темы и пояснить ситуацию.
Борьба с заинтересантами  всегда была. Их много, целая армия,  и они не отдадут  свою кормушку  просто так.  К тому же, мы живём в Российской Федерации - Закон, что дышло - куда повернул, туда и вышло.    Но, кто хочет делать - ищет средство, а кто не хочет- причины.  Всё дело в доказательной базе. Сейчас стало труднее, поскольку НПА очень много и применяется  испытанный приём:  терминология, без уточнения. Например, «юридические лица и индивидуальные предприниматели» или «юридические лица и индивидуальные предприниматели в процессе деятельности которых образуются отходы», или  «юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность»  и т.п.  Тут и  «простому человеку с высшим юридическим образованием»    затруднительно  разбираться, а  что уж говорить о юридических лицах или  индивидуальных предпринимателях.  Ведь можно было, к радости заинтересантов,  добавить в закон всего-то четыре слова -  «все виды  экономической деятельности»  и тогда,  действительно,  «все должны».   Однако,   такие слова отсутствуют.   Отходы образуются у любых юридических лиц и предпринимателей, а надзору подлежат только определённые объекты, с определёнными показателями.
Как правило, в суды за защитой своих прав,  обращаются крупные предприятия, организации  и предприниматели.  Судебной практики по  учреждениям образовательной, социальной, культурной сферы или  предпринимателям в сфере услуг, практически нет по одной простой причине:  экологическому надзору (документация, обучение и т.д.) подлежат только объекты негативного воздействия, а уж никак не детские сады или учебные учреждения или учреждения культуры и  фитнес-клубы, и.т.д.  Есть только успешная практика заинтересантов, которые умело обрабатывают наивных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, раз они не  оказывают  никакого сопротивления. Подавляющее большинство, подвергаясь    обработке заинтересантами,  занимают соглашательскую позицию, предпочитая платить за различные учёбы, паспорта,  вести документацию по отходам и жить спокойно, в суды не обращаются.  Не каждый руководитель, дорожащий своим местом, согласится  судиться с властями. Особенно,  руководители - бюджетники.  На это и рассчитано.  Именно такая позиция    позволяет заинтересантам   трещать  о  «нашей практике», о том, что «все должны», о применении законодательства по отходам ко всем без исключения и привлекать на свой ликбез по отходам всех подряд. Ну, и юридическая безграмотность тоже имеет место.
Правда,  хочу отметить, что в последние годы, особенно в  2021 г., прокуратура, наконец, стала проверять списки объектов, подаваемые Росприроднадзором,  на  законность включения туда объектов (юридических лиц), чего раньше не было. Хотя вопросы есть по некоторым юрлицам.
Далее,  продолжать разъяснять, как защитить свои интересы.
Закон, действительно, обязателен для всех в смысле заботы об окружающей среде, соблюдении санитарно-эпидемиологических требований.  А что касается  документации по отходам, извините, всех не касается.
Поэтому, идём дальше к хорошей доказательной базе.
Согласно п.4 ст.210 АПК РФ с учетом положений п.1 ст.65 АПК РФ,  каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
   Прежде всего,  необходимо уяснить и чётко знать полномочия  всех ветвей власти в области обращения с отходами, которые содержатся в Главе II Закона № 89-ФЗ. Это,  как  известная  любимая истина - «начальство надо знать в лицо».  Я очень всем советую начать изучение «отходного»  законодательства с  изучения полномочий  РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Смотреть за всеми  пересмотрами и дополнениями  законодательства. Тогда  вам легче  будет понимать  власти.  Это статьи 5,6,8 Закона № 89-ФЗ.
Так же, необходимо учесть перераспределение полномочий  между субъектами РФ и  органами местного самоуправления (статья 8.1  Закона № 89-ФЗ).
Например, статья 2 Закона Самарской области № 36-ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды» (ред. от 08.04.2021),  даёт право  органам  местного самоуправления осуществлять региональный государственный экологический надзор в области обращения с отходами.   Об этом же  Закон  № 46-ГД  от 06.04.2009 (ред. от 16.11.2020) "Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области".  Когда почитаете, то увидите, что из бюджета на  надзорные проверки органам местного самоуправления выделяются немалые средства, размер которых,  напрямую зависит от количества проводимых проверок.   Спрос, как известно, рождает предложение.
    В процессе моей практики, в прошлые годы,  были  зарегистрированы факты того, что  чиновники Росприроднадзора и  муниципалитет,   включали  в перечень объектов регионального государственного экологического надзора юридических лиц и предпринимателей  без всякого обоснования.
 Итак, имеется федеральный и региональный государственный экологический надзор и  критерии для их осуществления.  Есть объекты хозяйственной  деятельности, подлежащие федеральному  и региональному экологическому  надзору.  Но  есть одно но – экологическому надзору, как федеральному, так и региональному,  подлежат только объекты негативного воздействия на ОС.
В связи с этим   кратко поясню следующее. Имеется  статья  9  Федерального Закона  № 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», где  расписана организация и проведение плановой проверки. Плановые проверки (например,  в нашем случае,  региональный экологический надзор) проводятся на основании ежегодных планов (п.3), разрабатываемых Росприроднадзором, органами муниципального контроля в соответствии с  их полномочиями,  проекты которых направляют  в  органы прокуратуры (природоохранная). Органы прокуратуры, в свою очередь,  рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля, объектов муниципального контроля,  вносят свои замечания и отсылают на корректировку  назад к «направленцам». После корректировки план направляется   обратно  на согласование в прокуратуру. Та, в свою очередь, направляет    в Генеральную прокуратуру на согласование.  Цепочка понятна.
Следующий НАП, который  вам нужно обязательно посмотреть, это Постановление  Правительства РФ  от 17.08.2017г. № 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), который  утверждает:
 правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности;
 перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход;
 перечень видов регионального государственного контроля (надзора), при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке;
Вместе с ним,    особенности проведения плановых проверок при проведении  регионального экологического надзора,   устанавливает Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2017 г. n 1410 « О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора».
Проанализировав   указанные Постановления, вы увидите, что,  согласно Приложению 2 к критериям отнесения объектов государственного надзора к категориям рискарегиональный государственный надзор в области обращения с отходами, применяется в отношении, определённых видов деятельности, а именно, согласно п. 10, деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов,  на что я обращала ваше внимание  в первой части статьи.
То есть,  критерии отнесения  объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска, должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальных предпринимателей обязательных требований.
Сразу   представьте - где детский сад  и  где  экологический надзор   с  тревогой по поводу тяжести последствий …….
Я не буду останавливаться  на критериях отнесения объектов к  объектам НВОС, на  категориях риска, классах  (категории) опасности, поскольку моя статья адресована читателям, которые  относятся к категориям низкого риска и не относятся к  объектам НВОС.
Обратите внимание, что  планы  проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утверждаемые в регионе,  утверждаются для всех видов надзора одновременно.  Чаще всего проверки проводятся  разными надзорными органами совместно. Надо понимать, что  каждый вид надзора создан для   предотвращения  негативных последствий  в своей сфере. То есть, если говорить буквально, то, например, гостиничная деятельность  или деятельность по предоставлению социальных услуг,  являются предметом  надзора тех органов, которые   проверяют безопасность  нахождения людей  на этих объектах (ЧС, Роспотребнадзор и др.), безопасность  предоставляемых услуг, что вполне обоснованно. Кстати,  это хорошо отражено в типовой форме  плана  проверок в   Приложении к  Правилам подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 ( в редакции Постановления № 806).
Поэтому, пугать  государственным  региональным экологическим надзором  в области обращения с отходами каждое юридическое лицо или индивидуального предпринимателя - несерьёзно. Ведь экологический надзор, особенности которого установлены  многочисленными   НПА,  осуществляется  в отношении только  определённых объектов, которые негативно воздействуют на окружающую природную среду или представляют потенциальную опасность для ОС и  используются  юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в своей деятельности. Если что и могут проверить в отношении отходов, то в рамках санитарно-эпидемиологического надзора.
Теперь о других аргументах.
   Посмотрите Постановление Правительства  РФ от 23.06.2016г. № 572 « Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов , оказывающих негативное воздействие на окружающую среду». Согласно п.17 указанных  Правил, основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная в установленной форме.  То есть, постановка объектов  НВОС на учет осуществляется по заявительному принципу.
Если вы не осуществляете деятельность на таких объектах (объектах НВОС), не подавали заявку на включение в реестр, то  включение  вас в реестр объектов  регионального государственного экологического надзора  -  незаконно.
Обязанность регистрировать свои объекты в реестре есть, при определённых условиях деятельности. При включении в государственный реестр объекту присваивается код объекта и категория в зависимости от уровня негативного воздействия на ОС.
Надо всегда интересоваться обоснованностью государственной  экологической проверки, если она нависла над вами:  по каким основаниям вас включили в план проверки ? каким образом вы оказались в реестре, под каким кодом вы зарегистрированы?  кто представил вас в реестр? какое  именно негативное воздействие ваш объект (оф. организация,  фитнес клуб,  д. сад, учебное заведение, небольшой магазинчик и т.д.) оказывает на окружающую природную среду? Задавать вопросы   надо в письменном виде.
Очень смешно читать о том,  что в офисных учреждениях образуются, как  сообщают вам  заинтересанты, отходы в виде пакетиков чая, фантиков от конфет, обрезков бумаги.  На полном серьёзе, ведь, толкуют об  образовании отходов, как основании для проверок и ведении документации, паспортизации и.т.д.  И не краснеют. Офисных учреждений много, интерес здесь большой. Только что-то я ни разу не видела в списке  объектов   регионального экологического надзора  Министерств,     Арбитражных  и других судов,  всех видов прокуратур и т.п.  А там, поверьте, отходов бумаги немерено, а уж фантиков от конфет и пакетиков чая…  и не сосчитать, как  в «Бразилии донов Педро».
    Идём дальше.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. N 242 утверждён   Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО),  где отходы разделены по блокам  и каждому присвоен код. Предлагаю изучить каталог, определить свои отходы по своему виду деятельности и класс их опасности. Вы потратите немного времени, но зато будете знать,  чего вам стоит опасаться и  что  сделать для предупреждения неприятностей.
Отходы, как вы знаете, подразделяются на классы опасности.
Например, люминесцентные лампы отнесены к 1 классу опасности. Это самый высокий класс опасности. Ртутное напыление внутри каждой лампы. И, конечно, оставлять   этот факт без внимания, нельзя.  Предлагаю посмотреть фрагмент  из ФККО:
4 70 000 00 00 0 ОТХОДЫ ОБОРУДОВАНИЯ И ПРОЧЕЙ ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОСОБОМУ КОНТРОЛЮ
4 71 000 00 00 0 Отходы оборудования и прочей продукции, содержащих ртуть
4 71 100 00 00 0 Отходы электрического оборудования, содержащего ртуть
4 71 101 01 52 1 лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства
 В то же время,  лампы являются товаром широкого потребления и без всякого страха  используются как организациями, так и населением.  И, кстати,  спокойно  хранятся в  картонных коробках на складах  магазинов и торговых баз.  Но,  по закону - это  ещё не отход. Поэтому, существует только один путь безопасного  удаления  ламп  после их использования- это демеркуризация на спецпредприятиях.
Всем организациям, которые используют люминесцентные лампы в большом количестве,  необходимо иметь договор  с таким предприятием, сдавать их на переработку и работать  после этого  спокойно. Полагаю, если  отработанных ламп образуется мало, можно объединиться  с соседними организациями. Но, выбрасывать  их в  мусорные контейнеры с ТКО, категорически, нельзя.
  Все перечисленные  в самом начале объекты моей статьи (торговля, социальные и  образовательные и другие  учреждения, учреждения культуры, детские сады, ресторанный  и гостиничный бизнес, услуги в различных сферах  и т.д.) не имеют никакого отношения к деятельности по обращению с отходами. Логично предположить, что  у них образуются твёрдые коммунальные отходы (ТКО).
Это означает, что у них отсутствуют обязанности по учёту и отчётности по отходам, паспортизации отходов,  разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, обязанность обучения персонала  по  обращению с отходами и проч.
Подтверждением этого служит следующее.
Предлагаю изучить ГЛАВУ V.1. Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами ЗАКОНА № 89-ФЗ
Главное, собственнику отходов необходимо, согласно статье 24.7 ЗАКОНА № 89-ФЗ,  заключить  типовой  на оказание услуг по обращению с ТКО  с региональным оператором. Причём, оператор, в зоне деятельности которого находится собственник отходов, не вправе отказать ему в заключении договора.
Если  вы откроете типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. № 1156, вы увидите, что там отсутствуют  требования  о  классификации и паспортизации отходов при его заключении. Это  только подтверждает  правовые основы обращения с отходами производства и потребления,   на которые я обратила ваше внимание.  В таком случае,  ведение журналов по отходам, паспортизация, обучение по отходам  и т.д. превращаются в абсолютно лишние  финансовые затраты и трудозатраты.
В целях реализации статьи 15 ЗАКОНА № 89-ФЗ, например, порядок  профессиональной подготовки (читай-обучение по отходам) лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности,  установлен только для персонала предприятия,  лицензированного на обращение с отходами   (пункт 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утверждённого Постановлением  Правительства РФ от 26 декабря 2020 года N 2290  «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности»)
И, кстати, о накоплении отходов, которым так пугают заинтересанты.
   Согласно п.4 статьи 13.4 ЗАКОНА № 89-ФЗ, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, подытоживая  ГЛАВУ V.1.    можно сделать выводы, что площадки накопления ТКО,  как и вывоз ТКО, и дальнейшие  операции с ТКО ( сбор,  накопление,  обработка, размещение и т.д.),   всецело находятся в ведении  властей  и ваша  обязанность заключается  только в заключении  с оператором  договора на вывоз ТКО.
То есть, никакого накопления отходов,  определённого в статье 1 ЗАКОНА № 89-ФЗ,  как складирование в целях их дальнейшей обработки,   утилизации, обезвреживания и размещения,  на вашем объекте вы не осуществляете. ТКО регулярно вывозятся. Плата за негативное воздействие на ОС входит в тариф, собирается со всех, кто заключил  договоры и все довольны.
Ещё один НПА –  Постановление Правительства  РФ от 31.08.2018г. № 1039  «Об
утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра",    где в пункте 3 указано, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов,  создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Прошу обратить внимание, что в статье 1 ЗАКОНА № 89-ФЗ,   разделены   два понятия: отходы производства и потребления и твёрдые коммунальные отходы.  Такое разделение  не случайно и позволяет отделить, как говорится,  мух от котлет. Таким образом, потребители законно осуществляют временное складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами, без указания класса ТКО. Отдал и забыл.
Затем,  необходимо ещё раз убедиться в классах своих отходов, сверить их с ФККО.  Может возникнуть ситуация, когда в результате хозяйственной деятельности   у вас образуются отходы высокого класса опасности.  В таком случае, необходимо заключать договоры с региональными операторами, уполномоченными вести работу с такими отходами  и  сдавать их   им,  по необходимости. Другого пути нет.  Это вы и без меня знаете. Возможно, при сдаче  таких отходов потребуется паспорт отхода, а может и нет. Паспорт - это подтверждение отнесения к какому-либо классу.  Если  ваш отход входит в ФККО, то подтверждения не требуется (ст. 14 ЗАКОНА № 89-ФЗ).  А потом,  сами рассудите, на кой ляд  вам знать состав, например, аккумулятора автомобильного и его агрегатное состояние? И принимающая сторона специализируется на этом, имея лицензию.  Бессмыслица полнейшая.   Закон, в этом случае,  обезопасил  нас от всякого рода необоснованных требований.  Ради интереса посмотрите, что  представляет из себя паспорт отхода, и вы поймёте, что рядовым потребителям товаров широкого потребления,  отходы от которых входят в ФККО, совсем  не обязательно  оформлять паспорта на эти  товары, после их использования. Всё без вас давно подтверждено и зафиксировано.
Обращаю ваше внимание на  часть 2 статьи 11 ЗАКОНА № 89-ФЗ,  в частности,  на фразу «эксплуатация зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами», которую часто используют  заинтересанты.
Здесь имеются в виду  здания и сооружения организаций и предприятий, которые имеют лицензию на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности, т.е. занимаются отходами. Если у вас нет такой лицензии, значит нет зданий и сооружений, связанных с обращением с отходами.
  И последнее:
  Имеется такой замечательный   документ: Приказ Росприроднадзора РФ от 30.12.2020 № 1839 ( ред. От 20.02.2021г.) «Об утверждении перечня  нормативных правовых  актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования»,  в котором пунктом 1.1  утвержден  Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности,    согласно Приложению 1 к Приказу.  В нём  указаны не только пункты обязательных требований и категории лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, но  и виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать обязательные требования, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) (в случае если обязательное требование устанавливается в отношении деятельности лиц). Просмотрите его внимательно.   Например,  в пунктах с 48 по 72  чётко указаны все  пункты НПА,  используемые   «околоотходными»  специалистами в качестве обязательных и вид экономической деятельности лиц, обязанных их соблюдать - 38 (ОКВЭД)!  Как говорится,  и добавить нечего.
Надеюсь, что  моя статья пригодилась кому–нибудь в работе.
Удачи вам всем в борьбе с заинтересантами!
  Следующая моя статья  будет посвящена сточным водам и атмосферным осадкам, которые   не хило  обогащают  водоканальную  братию. Но есть нюанс.

Постановление Правительства от 30 Июня 2010 года № 489 Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Постановление Правительства от 23 Июня 2016 года № 572 Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Постановление Правительства от 17 Августа 2016 года № 806 Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (с изменениями на 29 июня 2021 года) Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации Постановление Правительства от 22 Ноября 2017 года № 1410 Постановление Правительства РФ от 22.11.2017 N 1410 О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора Постановление Правительства от 12 Ноября 2016 года № 1156 Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641 Приказ Росприроднадзора от 22 Мая 2017 года № 242 Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 Об утверждении федерального классификационного каталога отходов Постановление Правительства от 26 Декабря 2020 года № 2290 Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности Федеральный закон от 22 Мая 1998 года № 89-ФЗ Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ Об отходах производства и потребления Федеральный закон от 26 Декабря 2008 года № 294-ФЗ Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Подпишитесь на новости HSE Blog
Только зарегистрированные пользователи могут писать комментарии. Войдите, пожалуйста.