Изменения в требованиях к охране окружающей среды продолжаются уже не первый год. Поэтому ситуацию, сложившуюся сейчас - отсутствие утвержденных методик расчета выбросов, трудности в согласовании документов, отсутствие внутренних регламентов согласования в надзорных органах - сложно назвать неожиданной и новой. Однако, легче природопользователям от этого не становится.
В 2020 году появилось много новых документов. «Регуляторная гильотина» вынуждает надзорные органы принимать новые документы. Так, опубликован Приказ Росприроднадзора от 06.07.2020 № 776 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных)».
Приказ вступает в силу со дня признания утратившими силу:
· приказа Минприроды России от 25.07.2011 № 650 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)»;
· приказа Минприроды России от 29.09.2015 № 414 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов».
Новый Административный регламент представляет собой обобщающий документ, который определяет порядок взаимодействия территориальных органов Росприроднадзора с хозяйствующими субъектами при предоставлении государственной услуги.
Кроме того, Административным регламентом утверждены формы заявлений:
· об установлении нормативов допустимых выбросов (далее — НДВ) и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — Разрешение);
· об установлении НДВ, временно разрешенных выбросов (далее — ВРВ) и выдаче Разрешения;
· о продлении срока действия Разрешения при наличии установленных ВРВ;
· о переоформлении Разрешения;
· об исправлении допущенных ошибок и (или) опечаток в выданных в результате предоставления государственной услуги документов;
· о выдаче дубликата Разрешения.
Также, Административным регламентом вводятся скорректированные в соответствии с действующим законодательством формы Разрешения и Плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
C введением в силу данного регламента, удалось отрегулировать бюрократические моменты.
Есть и существенное изменение: повсеместное требование к инструментальным замерам на источниках выбросов взамен неутвержденных методик расчета.
Это требование продиктовано Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 7 августа 2018 г. № 352 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки", в котором однозначно приоритет отдан именно инструментальным замерам.
Для тех, кто не понял или не захотел этого понять 23.10.2020 было опубликовано письмо о поручении территориальным органам Росприроднадзора привлекать к административной ответственности за использование нелегитимных методик расчета выбросов № СР-09-03-31/36362. В данном письме Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Светлана Геннадьевна Радионова описывает ситуацию:
Методики расчета должны быть утверждены, но на сегодня утверждена только одна, и если идет расчет по неутвержденным методикам, то надо не просто не согласовывать документ, а в рамках проводимых контрольно-надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов при выявлении нарушений требований законодательства РФ, установленных статьей 22 Закона №96-ФЗ и пунктом 10 Порядка проведении инвентаризации, привлекать нарушителей к административной ответственности.
Пожалуй, это самый яркий пример того, что с проведением «регуляторной гильотины» закон не только не приобрел «человеческое лицо», как предполагалось, но и значительно ухудшил и без того бедственное положение природопользователей.
Поясним на примере, в какой ситуации оказались природопользователи:
Работа над проектом предельно-допустимых выбросов состоит из нескольких этапов и занимает обычно от 6 и до 9 месяцев.
· Лабораторного химического анализа воздуха и находящихся в нем загрязнений.
· Получение справки из центрального Управления гидрометеорологической службы об особенностях климата и данных о фоне загрязненности в районе изучаемого предприятия.
2 этап. Разработка проекта с нормативами выбросов. На этом этапе выполняются расчёты и подготавливается сам проект, который подаётся на утверждение заказчику.
3 этап. Согласование проекта с экспертами соответствующих государственных органов.
Проект согласуется:
• С федеральным Центром гигиены и эпидемиологии в течение 1 месяца с вручением итогового заключения.
• С Управлениями Роспотребнадзора в срок от 2 недель до месяца с выдачей результативного документа.
• Для предприятий 1 категории в течение месяца с территориальным Департаментом Роспотребнадзора, чтобы получить приказ на утверждение нормативов выбросов в атмосферу.
Для предприятий 1 категории предоставление проекта в Росприроднадзор и получение разрешения на выбросы.
Для всех остальных категорий согласование заканчивается после утверждения документации в Роспотребнадзоре.
Если при согласовании с Роспотребнадзором ситуация ясна, то при выходе на Росприроднадзор сразу все меняется. Из-за изменения регламента многие получили отказ по форме заявлений. Из-за методик, большинство из которых еще не утверждены- также получаем отказ и еще и риск штрафа. Кроме того, напоминаем, что в основу проекта ПДВ ложится отчет инвентаризации выбросов, который должен проводиться преимущественно инструментально. Так что, если на выбросы вашей организации нет аккредитованных методик, или в вашем регионе нет необходимых лабораторий, или выбросы не попадают в диапазон чувствительности тестов - и при этом Минприроды все еще не утвердило расчетные методики - то, согласно призыву С.Г. Радионовой, вам не только не согласуют документы по охране атмосферного воздуха, но еще и назначат штраф.
Ниже мы публикуем ссылку на официальный сайт Минприроды России, где вы можете посмотреть Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками:
Из хороших новостей: на сайте Росприроднадзора все же появляются новые утвержденные методики расчета выбросов, не в том объеме, в каком хотелось бы, но это лучше, чем ничего.
Изменения в требованиях к охране окружающей среды продолжаются уже не первый год. Поэтому ситуацию, сложившуюся сейчас - отсутствие утвержденных методик расчета выбросов, трудности в согласовании документов, отсутствие внутренних регламентов согласования в надзорных органах - сложно назвать неожиданной и новой. Однако, легче природопользователям от этого не становится.
В 2020 году появилось много новых документов. «Регуляторная гильотина» вынуждает надзорные органы принимать новые документы. Так, опубликован Приказ Росприроднадзора от 06.07.2020 № 776 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных)».
Приказ вступает в силу со дня признания утратившими силу:
· приказа Минприроды России от 25.07.2011 № 650 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)»;
· приказа Минприроды России от 29.09.2015 № 414 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов».
Новый Административный регламент представляет собой обобщающий документ, который определяет порядок взаимодействия территориальных органов Росприроднадзора с хозяйствующими субъектами при предоставлении государственной услуги.
Кроме того, Административным регламентом утверждены формы заявлений:
· об установлении нормативов допустимых выбросов (далее — НДВ) и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — Разрешение);
· об установлении НДВ, временно разрешенных выбросов (далее — ВРВ) и выдаче Разрешения;
· о продлении срока действия Разрешения при наличии установленных ВРВ;
· о переоформлении Разрешения;
· об исправлении допущенных ошибок и (или) опечаток в выданных в результате предоставления государственной услуги документов;
· о выдаче дубликата Разрешения.
Также, Административным регламентом вводятся скорректированные в соответствии с действующим законодательством формы Разрешения и Плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
C введением в силу данного регламента, удалось отрегулировать бюрократические моменты.
Есть и существенное изменение: повсеместное требование к инструментальным замерам на источниках выбросов взамен неутвержденных методик расчета.
Это требование продиктовано Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 7 августа 2018 г. № 352 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки", в котором однозначно приоритет отдан именно инструментальным замерам.
Для тех, кто не понял или не захотел этого понять 23.10.2020 было опубликовано письмо о поручении территориальным органам Росприроднадзора привлекать к административной ответственности за использование нелегитимных методик расчета выбросов № СР-09-03-31/36362. В данном письме Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Светлана Геннадьевна Радионова описывает ситуацию:
Пожалуй, это самый яркий пример того, что с проведением «регуляторной гильотины» закон не только не приобрел «человеческое лицо», как предполагалось, но и значительно ухудшил и без того бедственное положение природопользователей.
Поясним на примере, в какой ситуации оказались природопользователи:
Работа над проектом предельно-допустимых выбросов состоит из нескольких этапов и занимает обычно от 6 и до 9 месяцев.
1 этап. Инвентаризация площадок, загрязняющих воздух вредными составляющими.
Она состоит из:
· Инвентаризации таких объектов.
· Лабораторного химического анализа воздуха и находящихся в нем загрязнений.
· Получение справки из центрального Управления гидрометеорологической службы об особенностях климата и данных о фоне загрязненности в районе изучаемого предприятия.
2 этап. Разработка проекта с нормативами выбросов. На этом этапе выполняются расчёты и подготавливается сам проект, который подаётся на утверждение заказчику.
3 этап. Согласование проекта с экспертами соответствующих государственных органов.
Проект согласуется:
• С федеральным Центром гигиены и эпидемиологии в течение 1 месяца с вручением итогового заключения.
• С Управлениями Роспотребнадзора в срок от 2 недель до месяца с выдачей результативного документа.
• Для предприятий 1 категории в течение месяца с территориальным Департаментом Роспотребнадзора, чтобы получить приказ на утверждение нормативов выбросов в атмосферу.
Для предприятий 1 категории предоставление проекта в Росприроднадзор и получение разрешения на выбросы.
Для всех остальных категорий согласование заканчивается после утверждения документации в Роспотребнадзоре.
у
Если при согласовании с Роспотребнадзором ситуация ясна, то при выходе на Росприроднадзор сразу все меняется. Из-за изменения регламента многие получили отказ по форме заявлений. Из-за методик, большинство из которых еще не утверждены- также получаем отказ и еще и риск штрафа. Кроме того, напоминаем, что в основу проекта ПДВ ложится отчет инвентаризации выбросов, который должен проводиться преимущественно инструментально. Так что, если на выбросы вашей организации нет аккредитованных методик, или в вашем регионе нет необходимых лабораторий, или выбросы не попадают в диапазон чувствительности тестов - и при этом Минприроды все еще не утвердило расчетные методики - то, согласно призыву С.Г. Радионовой, вам не только не согласуют документы по охране атмосферного воздуха, но еще и назначат штраф.
Ниже мы публикуем ссылку на официальный сайт Минприроды России, где вы можете посмотреть Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками:
http://www.mnr.gov.ru/docs/metodiki_rascheta_vybrosov_vrednykh_zagryaznyayushchikh_veshchestv_v_atmosfernyy_vozdukh_statsionarn/perechen_metodik_rascheta_vybrosov_vrednykh_zagryaznyayushchikh_veshchestv_v_atmosfernyy_vozdukh_sta/
Из хороших новостей: на сайте Росприроднадзора все же появляются новые утвержденные методики расчета выбросов, не в том объеме, в каком хотелось бы, но это лучше, чем ничего.