Регуляторная гильотина: специфика и правовое регулирование.
В январе прошлого года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев на Гайдаровском форуме выдвинул предложение о проведении тотальной ревизии контрольно-надзорных полномочий государственных органов на основе нового механизма. В дальнейшем его назвали «регуляторной» или «правовой» гильотиной, а главной целью ее проведения – создание в сферах регулирования новой системы четких требований, понятной и бизнесу, и проверяющим органам.
В данной статье рассмотрим само понятие «регуляторная гильотина», какие грядут изменения в деятельности контрольно-надзорных органов и какими инструментами должны вооружиться юристы.
В нашей стране есть множество требований, которыми не владеют в полной мере ни контролеры, ни те, кого они проверяют. Подавляющая часть этих правил не просто технически устарели, они еще и бессмысленны. Поэтому цель объявленной «регуляторной гильотины» как раз в замене старых требований актуализированными, в соответствии с реальным временем и технологиями. Плюс «регуляторной гильотины» в том, что в ней заложена принципиально новая методология, согласно которой доказывать необходимость оставить тот или иной акт обязаны чиновники, а не представители бизнеса.
Алгоритм выглядит следующим образом: уполномоченный орган по дерегулированию посылает запрос государственному, а тот, в свою очередь в течение 30 – 45 дней не просто делает заключение о необходимости той или иной нормы, но и доказывает это цифрами. Проще говоря, если специалист профильного органа не может доказать необходимость существования нормы, значит она подлежит отмене. Но есть важный нюанс: данную процедуру должен проводить специальный надведомственный орган (центральная власть).
В настоящее время Минэкономразвития и Минюст России вместе с другими ведомствами активно прорабатывают аспекты мероприятий, направленных на внедрение этого механизма. Бесспорно, сокращение регуляторной и надзорной нагрузки на бизнес положительным образом скажется на деловом и инвестиционном климате России. Но важно соблюдать баланс и провести ревизию требований таким образом, чтобы обеспечить безопасность государства, защиту жизни и здоровья людей. А излишняя детализация правил тормозит их соблюдение. Один из способов снижения регуляторного давления – «электронное правительство», позволяющее упростить и ускорить административные процедуры.
«Регуляторная гильотина» не может заменить реформу законодательства и модернизацию системы регулирования, поскольку важно не только сократить число уже принятых нормативных актов, но и обеспечить принятие эффективных законов в будущем. Государство должно иметь четкое понимание, когда и как необходимо регулировать рыночную экономику.
Расскажу о процедурах, каковые предполагается сократить либо отменить.
В действии сейчас более 700 контрольно-надзорных актов, принятых еще во времена СССР и РСФСР. Требования, которые никто не соблюдает и которых быть не должно. Они не снижают риски, но вмешиваются в бизнес.
Например: по санитарным правилами для салонов красоты, волосы с пола собирают в совок закрытого типа и помещают в герметичные емкости.
Вопрос: какая разница между уборкой закрывающимся и незакрывающимся совком, если цель - соблюдение чистоты?
Итог: технически неактуальные правила.
Пример судебной практики: Десятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 04.05.2018 по делу № А41-10458/18 решил, что доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание. Согласно п. 2.11 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ, утв. Минприроды России 15.07.1994, объекты для размещения отходов должны быть обустроены и эксплуатироваться в соответствии с проектами, прошедшими государственную и геологическую экологическую экспертизы.
Но каким образом применить Временные правила 1994 года, если Закон об экологической экспертизе был принят в 1995-м, его действующая редакция кардинально отличается от первоначальной. Более того, не существует такого института как геологическая экспертиза.
Из перечисленных выше случаев предельно ясно: избавление от избыточных и устаревших требований пойдет на пользу и бизнесу, и государству.
Какие законы планируют принять в рамках «гильотины»:
· «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Вступление в силу планируется с 01.07.2021 года, исключая положений, для которых определены иные сроки.
«Об обязательных требованиях в РФ». Он уже действует с 01 ноября 2020 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Благодаря документу будет создана новая модель управления рисками; введено понятие «контрольно-надзорного производства», закрепляющего процедуры, права и обязанности всех участников; будут предусмотрены отказ от проверок в формате основного инструмента контроля и введение новых контрольных мероприятий.
В приоритете будут такие профилактические меры, как: рекомендации, информирование и консультирование.
В новом Законе - большое количество процессуальных норм. Закреплены термины «контрольно-надзорное производство», «контрольно-надзорные мероприятия», «контрольно-надзорные действия».
Семь видов контрольно-надзорных мероприятий:
· Выездное обследование
· Контрольная закупка
· Мониторинговая закупка
· Выборочный контроль
· Инспекционный визит
· Рейд,
· Проверка.
В числе новых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, экспертиза, эксперимент, запрос документов. Все это будут выполнять инспекторы, чтобы собрать доказательств того, что обязательные требования соблюдаются. Взаимосвязь между контрольно-надзорными мероприятиями и действиями такова, что при конкретном мероприятии перечень действий строго регламентирован.
Контрольно-надзорные мероприятия, проводимые в рамках контрольно-надзорного производства, будут проводиться в четыре этапа:
· открытие контрольно-надзорного производства;
· проведение контрольно-надзорного мероприятия;
· оформление результатов контрольно-надзорных мероприятий;
· исполнение решений контрольно-надзорного органа.
Отдельно выделены нормы для обжалования решений и действий контрольно-надзорных органов. Появилось детальное описание всех контролирующих субъектов, установлен круг их прав и обязанностей. Впервые подробно описан статус инспектора, как ключевой фигуры в государственном контроле. Введено дополнительное понятие «контрольно-надзорного дела», как пакета документов контрольно-надзорного мероприятия в отношении конкретного лица.
Теперь вернемся к Закону «Об обязательных требованиях в РФ». Он определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения обязательных требований, дает определение понятию «обязательные требования»; определяет цели, принципы и полномочия по их установлению; порядок разработки и вступление в силу нормативно-правовых актов, содержащих такие требования.
В нем сформированы такие принципы:
- обязательные требования устанавливаются исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, не причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства;
- применение обязательных требований по аналогии не допускается;
-при установлении обязательных требований оцениваются наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и другие.
Новым Законом введены запрет на контроль и надзор по:
- требованиям, которые официально не опубликованы;
- требованиям, которые содержались в актах исполнительной власти СССР и РСФСР;
- обязательным требованиям, которые были/будут приняты в России до 1 января 2021 года.
В новый Кодекс об административных правонарушениях РФ предполагается включить три раздела:
«Общая часть»
«Особенная часть»,
«Субъекты административной юрисдикции».
В Особенную часть нового кодекса предлагают ввести 36 глав, которые будут объединять составы административных правонарушений на основе их классификации по видовым объектам противоправного посягательства. Действие административного законодательства об административных правонарушениях в пространстве расширено и предусматривает, что лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случае, если указанное административное правонарушение направлено против интересов РФ.
В проекте выделена категория грубых административных правонарушений. В их числе правонарушения экстремистской и коррупционной направленности, административные правонарушения в сфере оборота оружия. Общий срок давности привлечения к административной ответственности увеличен до одного года.
Как повлияют изменения на деятельность хозяйствующих субъектов?
Ключевая особенность Закона о государственном контроле - его процессуальность. Качественно разработанный понятийный аппарат будет привычным и удобным для восприятия, контролирующие органы будут действовать только в рамках установленных процедур и мероприятий. Все это поможет юристам более эффективно защищать интересы организации при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Отмечу, что вышеперечисленные законы содержат значительную оговорку в пользу бизнеса: «Неустранимые противоречия и неясности обязательных требований толкуются в пользу контролируемых лиц». Однако все эти высказывания сформулированы в теории. Как реально будут работать обновленные механизмы, увидим в ближайшее время.
В январе прошлого года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев на Гайдаровском форуме выдвинул предложение о проведении тотальной ревизии контрольно-надзорных полномочий государственных органов на основе нового механизма. В дальнейшем его назвали «регуляторной» или «правовой» гильотиной, а главной целью ее проведения – создание в сферах регулирования новой системы четких требований, понятной и бизнесу, и проверяющим органам.
В данной статье рассмотрим само понятие «регуляторная гильотина», какие грядут изменения в деятельности контрольно-надзорных органов и какими инструментами должны вооружиться юристы.
В нашей стране есть множество требований, которыми не владеют в полной мере ни контролеры, ни те, кого они проверяют. Подавляющая часть этих правил не просто технически устарели, они еще и бессмысленны. Поэтому цель объявленной «регуляторной гильотины» как раз в замене старых требований актуализированными, в соответствии с реальным временем и технологиями. Плюс «регуляторной гильотины» в том, что в ней заложена принципиально новая методология, согласно которой доказывать необходимость оставить тот или иной акт обязаны чиновники, а не представители бизнеса.
Алгоритм выглядит следующим образом: уполномоченный орган по дерегулированию посылает запрос государственному, а тот, в свою очередь в течение 30 – 45 дней не просто делает заключение о необходимости той или иной нормы, но и доказывает это цифрами. Проще говоря, если специалист профильного органа не может доказать необходимость существования нормы, значит она подлежит отмене. Но есть важный нюанс: данную процедуру должен проводить специальный надведомственный орган (центральная власть).
В настоящее время Минэкономразвития и Минюст России вместе с другими ведомствами активно прорабатывают аспекты мероприятий, направленных на внедрение этого механизма. Бесспорно, сокращение регуляторной и надзорной нагрузки на бизнес положительным образом скажется на деловом и инвестиционном климате России. Но важно соблюдать баланс и провести ревизию требований таким образом, чтобы обеспечить безопасность государства, защиту жизни и здоровья людей. А излишняя детализация правил тормозит их соблюдение. Один из способов снижения регуляторного давления – «электронное правительство», позволяющее упростить и ускорить административные процедуры.
«Регуляторная гильотина» не может заменить реформу законодательства и модернизацию системы регулирования, поскольку важно не только сократить число уже принятых нормативных актов, но и обеспечить принятие эффективных законов в будущем. Государство должно иметь четкое понимание, когда и как необходимо регулировать рыночную экономику.
Расскажу о процедурах, каковые предполагается сократить либо отменить.
В действии сейчас более 700 контрольно-надзорных актов, принятых еще во времена СССР и РСФСР. Требования, которые никто не соблюдает и которых быть не должно. Они не снижают риски, но вмешиваются в бизнес.
Из перечисленных выше случаев предельно ясно: избавление от избыточных и устаревших требований пойдет на пользу и бизнесу, и государству.
Какие законы планируют принять в рамках «гильотины»:
· «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Вступление в силу планируется с 01.07.2021 года, исключая положений, для которых определены иные сроки.
«Об обязательных требованиях в РФ». Он уже действует с 01 ноября 2020 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Благодаря документу будет создана новая модель управления рисками; введено понятие «контрольно-надзорного производства», закрепляющего процедуры, права и обязанности всех участников; будут предусмотрены отказ от проверок в формате основного инструмента контроля и введение новых контрольных мероприятий.
В приоритете будут такие профилактические меры, как: рекомендации, информирование и консультирование.
В новом Законе - большое количество процессуальных норм. Закреплены термины «контрольно-надзорное производство», «контрольно-надзорные мероприятия», «контрольно-надзорные действия».
Семь видов контрольно-надзорных мероприятий:
· Выездное обследование
· Контрольная закупка
· Мониторинговая закупка
· Выборочный контроль
· Инспекционный визит
· Рейд,
· Проверка.
В числе новых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, экспертиза, эксперимент, запрос документов. Все это будут выполнять инспекторы, чтобы собрать доказательств того, что обязательные требования соблюдаются. Взаимосвязь между контрольно-надзорными мероприятиями и действиями такова, что при конкретном мероприятии перечень действий строго регламентирован.
Контрольно-надзорные мероприятия, проводимые в рамках контрольно-надзорного производства, будут проводиться в четыре этапа:
· открытие контрольно-надзорного производства;
· проведение контрольно-надзорного мероприятия;
· оформление результатов контрольно-надзорных мероприятий;
· исполнение решений контрольно-надзорного органа.
Отдельно выделены нормы для обжалования решений и действий контрольно-надзорных органов. Появилось детальное описание всех контролирующих субъектов, установлен круг их прав и обязанностей. Впервые подробно описан статус инспектора, как ключевой фигуры в государственном контроле. Введено дополнительное понятие «контрольно-надзорного дела», как пакета документов контрольно-надзорного мероприятия в отношении конкретного лица.
Теперь вернемся к Закону «Об обязательных требованиях в РФ». Он определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения обязательных требований, дает определение понятию «обязательные требования»; определяет цели, принципы и полномочия по их установлению; порядок разработки и вступление в силу нормативно-правовых актов, содержащих такие требования.
В нем сформированы такие принципы:
- обязательные требования устанавливаются исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, не причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства;
- применение обязательных требований по аналогии не допускается;
-при установлении обязательных требований оцениваются наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и другие.
Новым Законом введены запрет на контроль и надзор по:
- требованиям, которые официально не опубликованы;
- требованиям, которые содержались в актах исполнительной власти СССР и РСФСР;
- обязательным требованиям, которые были/будут приняты в России до 1 января 2021 года.
В новый Кодекс об административных правонарушениях РФ предполагается включить три раздела:
«Общая часть»
«Особенная часть»,
«Субъекты административной юрисдикции».
В Особенную часть нового кодекса предлагают ввести 36 глав, которые будут объединять составы административных правонарушений на основе их классификации по видовым объектам противоправного посягательства. Действие административного законодательства об административных правонарушениях в пространстве расширено и предусматривает, что лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случае, если указанное административное правонарушение направлено против интересов РФ.
В проекте выделена категория грубых административных правонарушений. В их числе правонарушения экстремистской и коррупционной направленности, административные правонарушения в сфере оборота оружия. Общий срок давности привлечения к административной ответственности увеличен до одного года.
Как повлияют изменения на деятельность хозяйствующих субъектов?
Ключевая особенность Закона о государственном контроле - его процессуальность. Качественно разработанный понятийный аппарат будет привычным и удобным для восприятия, контролирующие органы будут действовать только в рамках установленных процедур и мероприятий. Все это поможет юристам более эффективно защищать интересы организации при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Отмечу, что вышеперечисленные законы содержат значительную оговорку в пользу бизнеса: «Неустранимые противоречия и неясности обязательных требований толкуются в пользу контролируемых лиц». Однако все эти высказывания сформулированы в теории. Как реально будут работать обновленные механизмы, увидим в ближайшее время.