Железнодорожный транспорт - ведущий вид транспорта в нашей стране. На его долю приходится свыше восьмидесяти процентов грузооборота и вряд ли в ближайшее время найдется разумная альтернатива для массовых перевозок грузов на большие расстояния.
Именно поэтому к организациям, осуществляющим перевозки железнодорожным транспортом, предъявляются особые требования, установленные на законодательном уровне. В этой статье я расскажу, какими документами необходимо руководствоваться при осуществлении данного вида деятельности.
Начну с примера:
Вы открываете организацию. Например, нефтеналивную станцию. К вам на станцию доставляется не переработанный нефтепродукт, который впоследствии ваше предприятие перерабатывает. Далее вам необходимо отправить готовую продукцию заказчику. Согласитесь, доставлять огромные цистерны с помощью автотранспорта - не рентабельно. Самый оптимальный вариант доставки – использовать ж/д транспорт.
Какую схему используем?
Первое: расположение организации необходимо подобрать таким образом, чтобы рядом были железнодорожные пути.
Второе – построить железнодорожные пути от вашей организации до путей ОАО «РЖД» (пути необщего пользования).
При внедрении всего комплекса (от постройки до начала эксплуатации) будем руководствоваться документами:
Федеральным Законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Он устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования. Данный «регулятор» является основным, и включает все необходимые понятия железнодорожного транспорта в РФ.
В документе указаны все основные требования к железнодорожным путям необщего пользования, примыкающим к железнодорожным путям общего пользования. А именно:
• Железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.
• Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
• Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.
• Примыкание к железнодорожным путям необщего пользования строящихся железнодорожных путей необщего пользования осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта совместно с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
• Открытие для постоянной эксплуатации нового железнодорожного пути необщего пользования и подача на него железнодорожного подвижного состава возможны только после принятия его в эксплуатацию созданной в установленном порядке комиссией. В состав комиссии входят: представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, владелец железнодорожного пути необщего пользования, владелец инфраструктуры, к которой примыкает такой железнодорожный путь.
• Порядок обслуживания железнодорожного пути необщего пользования устанавливается его владельцем по согласованию с перевозчиками, осуществляющими перевозки по такому железнодорожному пути.
Обратите внимание! На каждый железнодорожный путь необщего пользования должны быть подготовлен пакет документов:
• Технический паспорт
• План
• Продольный профиль
• Чертежи сооружений.
Помимо этого, в отдельных случаях необходимо наличие сертификата или декларации соответствия. Например, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого производится также на железнодорожных путях общего пользования. В этом случае железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования. То есть подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия.
Итак, вы подготовили все необходимые документы и приступаете ко второму этапу – строительство путей с «нуля» или реконструкция уже имеющихся. Оба этих процесса должны осуществляться в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. А также по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкают железнодорожные пути необщего пользования, и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Разумеется, что для осуществления деятельности, ваша организация будет использовать промышленный транспорт, а именно:
• Железнодорожный колеи 1520 мм
• Железнодорожный колеи 750 мм
• Автомобильный
• Гидравлический
• Канатный подвесной
• Конвейерный
Для этих видов транспорта предусмотрен свод правил: СП 37.13330.2012 Промышленный транспорт. Актуализированная редакция СНиП 2.05.07-91. Именно в соответствии с ним вы должны проводить новое строительство, реконструкцию, техническое переоснащение и капитальный ремонт промышленного транспорта.
Для тех организаций, деятельность которых связана с перевозкой опасных грузов, предусмотрен особый стандарт: ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка.
Он устанавливает:
• Классификацию
• Номенклатуру показателей и критерии для отнесения грузов к опасным и их классификации
• Методы определения показателей для классификации опасных грузов
• Маркировку и правила ее нанесения на грузовые единицы с опасными грузами, в том числе поставляемыми на экспорт.
Отношения, возникающие между перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями, регламентированы двумя документами:
1.Федеральным Законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". Настоящий Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг, а также устанавливает права, обязанности и ответственность сторон.
2.Приказ от 18 июня 2003 года N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования". Данные Правила разработаны в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и регулируют взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, владельцами железнодорожного подвижного состава, перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования при эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования.
Кто будет вас проверять?
Уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в порядке, установленном указанным органом.
Он имеет право проверять техническое состояние железнодорожных путей необщего пользования, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также соблюдение требований безопасности выполнения погрузочно-разгрузочных работ при погрузке грузов в вагоны и контейнеры и их выгрузке из вагонов и контейнеров.
Если при проверке будут обнаружены неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава, контейнеров или состоянию грузов, инспектор составит акт. На основании этого акта соответствующее должностное лицо владельца инфраструктуры запрещает подачу железнодорожного подвижного состава на железнодорожный путь необщего пользования или его участок до устранения неисправностей. В том же акте будет указано, кто несет ответственность за несоблюдение требований, касающихся подачи, задержки, уборки вагонов, охраны грузов, выполнения принятой заявки на перевозку грузов, оплаты пользования вагонами и контейнерами.
Таким образом, могу резюмировать следующее: для организации перевозок железнодорожным транспортом необходимо:
- построить объект вблизи железнодорожных путей общего пользования
- построить железнодорожные пути необщего пользования
- получить разрешительную документацию на эксплуатацию и паспорта на пути
- организовать маневровую работу (закупить/арендовать необходимую технику)
- при перевозке опасных грузов соблюсти все мероприятия по безопасности и маркировке, а также провести обучение и назначение ответственных лиц по перевозкам, по погрузке – разгрузке опасных грузов.
Дополнительно необходимо обучить и назначить ответственных лиц по безопасной эксплуатации железных дорог необщего пользования.
О том, как это происходит, читайте в одной из следующих статей.
Железнодорожный транспорт - ведущий вид транспорта в нашей стране. На его долю приходится свыше восьмидесяти процентов грузооборота и вряд ли в ближайшее время найдется разумная альтернатива для массовых перевозок грузов на большие расстояния.
Именно поэтому к организациям, осуществляющим перевозки железнодорожным транспортом, предъявляются особые требования, установленные на законодательном уровне. В этой статье я расскажу, какими документами необходимо руководствоваться при осуществлении данного вида деятельности.
Начну с примера:
Вы открываете организацию. Например, нефтеналивную станцию. К вам на станцию доставляется не переработанный нефтепродукт, который впоследствии ваше предприятие перерабатывает. Далее вам необходимо отправить готовую продукцию заказчику. Согласитесь, доставлять огромные цистерны с помощью автотранспорта - не рентабельно. Самый оптимальный вариант доставки – использовать ж/д транспорт.
Какую схему используем?
Первое: расположение организации необходимо подобрать таким образом, чтобы рядом были железнодорожные пути.
Второе – построить железнодорожные пути от вашей организации до путей ОАО «РЖД» (пути необщего пользования).
При внедрении всего комплекса (от постройки до начала эксплуатации) будем руководствоваться документами:
Федеральным Законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Он устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования. Данный «регулятор» является основным, и включает все необходимые понятия железнодорожного транспорта в РФ.
В документе указаны все основные требования к железнодорожным путям необщего пользования, примыкающим к железнодорожным путям общего пользования. А именно:
• Железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.
• Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
• Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.
• Примыкание к железнодорожным путям необщего пользования строящихся железнодорожных путей необщего пользования осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта совместно с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
• Открытие для постоянной эксплуатации нового железнодорожного пути необщего пользования и подача на него железнодорожного подвижного состава возможны только после принятия его в эксплуатацию созданной в установленном порядке комиссией. В состав комиссии входят: представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, владелец железнодорожного пути необщего пользования, владелец инфраструктуры, к которой примыкает такой железнодорожный путь.
• Порядок обслуживания железнодорожного пути необщего пользования устанавливается его владельцем по согласованию с перевозчиками, осуществляющими перевозки по такому железнодорожному пути.
Обратите внимание! На каждый железнодорожный путь необщего пользования должны быть подготовлен пакет документов:
• Технический паспорт
• План
• Продольный профиль
• Чертежи сооружений.
Помимо этого, в отдельных случаях необходимо наличие сертификата или декларации соответствия. Например, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого производится также на железнодорожных путях общего пользования. В этом случае железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования. То есть подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия.
Итак, вы подготовили все необходимые документы и приступаете ко второму этапу – строительство путей с «нуля» или реконструкция уже имеющихся. Оба этих процесса должны осуществляться в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. А также по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкают железнодорожные пути необщего пользования, и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Разумеется, что для осуществления деятельности, ваша организация будет использовать промышленный транспорт, а именно:
• Железнодорожный колеи 1520 мм
• Железнодорожный колеи 750 мм
• Автомобильный
• Гидравлический
• Канатный подвесной
• Конвейерный
Для этих видов транспорта предусмотрен свод правил: СП 37.13330.2012 Промышленный транспорт. Актуализированная редакция СНиП 2.05.07-91. Именно в соответствии с ним вы должны проводить новое строительство, реконструкцию, техническое переоснащение и капитальный ремонт промышленного транспорта.
Для тех организаций, деятельность которых связана с перевозкой опасных грузов, предусмотрен особый стандарт: ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка.
Он устанавливает:
• Классификацию
• Номенклатуру показателей и критерии для отнесения грузов к опасным и их классификации
• Методы определения показателей для классификации опасных грузов
• Маркировку и правила ее нанесения на грузовые единицы с опасными грузами, в том числе поставляемыми на экспорт.
Отношения, возникающие между перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями, регламентированы двумя документами:
1.Федеральным Законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". Настоящий Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг, а также устанавливает права, обязанности и ответственность сторон.
2.Приказ от 18 июня 2003 года N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования". Данные Правила разработаны в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и регулируют взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, владельцами железнодорожного подвижного состава, перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования при эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования.
Кто будет вас проверять?
Уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в порядке, установленном указанным органом.
Он имеет право проверять техническое состояние железнодорожных путей необщего пользования, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также соблюдение требований безопасности выполнения погрузочно-разгрузочных работ при погрузке грузов в вагоны и контейнеры и их выгрузке из вагонов и контейнеров.
Если при проверке будут обнаружены неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава, контейнеров или состоянию грузов, инспектор составит акт. На основании этого акта соответствующее должностное лицо владельца инфраструктуры запрещает подачу железнодорожного подвижного состава на железнодорожный путь необщего пользования или его участок до устранения неисправностей. В том же акте будет указано, кто несет ответственность за несоблюдение требований, касающихся подачи, задержки, уборки вагонов, охраны грузов, выполнения принятой заявки на перевозку грузов, оплаты пользования вагонами и контейнерами.
Таким образом, могу резюмировать следующее: для организации перевозок железнодорожным транспортом необходимо:
- построить объект вблизи железнодорожных путей общего пользования
- построить железнодорожные пути необщего пользования
- получить разрешительную документацию на эксплуатацию и паспорта на пути
- организовать маневровую работу (закупить/арендовать необходимую технику)
- при перевозке опасных грузов соблюсти все мероприятия по безопасности и маркировке, а также провести обучение и назначение ответственных лиц по перевозкам, по погрузке – разгрузке опасных грузов.
Дополнительно необходимо обучить и назначить ответственных лиц по безопасной эксплуатации железных дорог необщего пользования.
О том, как это происходит, читайте в одной из следующих статей.
Теги: #перевозкагрузов