Предполагалось, что благодаря мерам, осуществляемым в рамках "регуляторной гильотины", снизится нагрузка в ключевых отраслях экономики и повысится уровень безопасности потребителей.
Однако, "модный тренд" оказался не слишком эффективным. Более того, представители бизнеса паникуют, и их можно понять!
Справочно: «Регуляторная гильотина» не является новшеством российских властей. Метод разработан около 15 лет назад и основан на опыте Швеции и Южной Кореи. Сейчас «гильотину» применили уже почти 100 стран.
Но, начну по порядку.
Итак, согласно Федеральному Закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" Правительство РФ до 1 января 2021 года должно было признать утратившими силу нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
Уточню, еще в 2019 было определено количество нормативных актов, устанавливающих обязательные требования – их более 9 тысяч.
С 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года, а несоблюдение требований не может являться основанием для привлечения к административной ответственности. То есть все обязательные требования должны были быть пересмотрены и актуализированы в течении 2020 года.
Безусловно, «законотворцы» оставили за собой право определить перечень нормативных правовых актов, в отношении которых не действуют положения закона об отмене с 1 января 2021 года всех обязательных устаревших требований (на тот случай если не справятся с поставленной задачей в сроки). Собственно, «лазейка» пришлась как нельзя кстати.
31 декабря 2020 года, кабинет министров в срочном порядке принял Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2467. Был утвержден перечень из 1275 нормативных правовых актов, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". Из 9 тысяч устаревших документов не успели убрать 1275 штук - почти 15%.
Причин несколько: бюрократия, нерасторопность и, конечно же, пандемия.
В итоге, большая часть документов прекратит свое действие в 2021 году, но часть их будет действовать еще до середины 2022 года.
В данный же момент самая насущная проблема – это Новые Правила по охране труда, вступившие в силу с 1 января (Их порядка тридцати).
Патовая ситуация для многих работодателей!
Объем работы огромный: отследить, проанализировать, составить свои внутренние нормативные акты, пересмотреть инструкции, провести внеплановые инструктажи… Чтобы провести обучение необходимо составить соответствующие программы обучения, обучить персонал, а по многим Правилам провести ещё и экзамены (и на всё это требуется время, которого попросту нет - Правила уже действуют!) У исполнителей просто «каша» в голове от такого большого потока информации.
Еще один важный нюанс: есть такие изменения в правила, по которым обучить персонал можно только в специализированном центре. А как, если сами обучающие центры еще не готовы обучать? В итоге, нагрузка с бизнеса не снята, а наоборот – увеличена и работодатели вынуждены или останавливать работу или заведомо нарушать правила и подвергать риску себя и работников.
Приведу пример:
Новые Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок. Минюстом утверждены 30 декабря 2020 года и вступили в силу с 1 января 2021 года, отменив предыдущую редакцию.
Для чего пишутся Новые Правила? Чтобы исключить предыдущие ошибки, чтобы люди, изучив внимательно эти Новые Правила, провели соответствующую подготовку, сдали экзамены в комиссии соответствующего уровня ДО НАЧАЛА РАБОТЫ. Раньше, как правило, на все эти мероприятия давалось (как минимум) шесть месяцев с момента официального опубликования Новых Правил.
А что сейчас? Территориальная комиссия по проверке знаний Ростехнадзора которая должна пройти проверку знаний в Москве в центральной комиссии, еще даже не получила приглашения ее пройти.
Наше предприятие, в свою очередь, не может пройти проверку в комиссии территориальной комиссии Ростехнадзора. А рабочий процесс не остановить, он непрерывен, нельзя же отключить целые города предприятия и потребителей от электричества. Выход один, работать вне закона? В лучшем случае это может привести к штрафам, в худшем – к уголовному наказанию?
Единственной зацепкой можно считать Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 (ред. от 04.02.2021) "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах". Но документ был сделан не в связи с пересмотром правил, а из-за пандемии. И в нем говорится: очередную проверку знаний проходить до 1 июля 2021 года.
Подводя итоги, хочу сказать: тяжело и опасно работать, когда не урегулированы до конца все нюансы по нормативно правовым актам.
Предполагалось, что благодаря мерам, осуществляемым в рамках "регуляторной гильотины", снизится нагрузка в ключевых отраслях экономики и повысится уровень безопасности потребителей.
Однако, "модный тренд" оказался не слишком эффективным. Более того, представители бизнеса паникуют, и их можно понять!
Справочно:
«Регуляторная гильотина» не является новшеством российских властей. Метод разработан около 15 лет назад и основан на опыте Швеции и Южной Кореи. Сейчас «гильотину» применили уже почти 100 стран.
Но, начну по порядку.
Итак, согласно Федеральному Закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" Правительство РФ до 1 января 2021 года должно было признать утратившими силу нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
Уточню, еще в 2019 было определено количество нормативных актов, устанавливающих обязательные требования – их более 9 тысяч.
С 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года, а несоблюдение требований не может являться основанием для привлечения к административной ответственности. То есть все обязательные требования должны были быть пересмотрены и актуализированы в течении 2020 года.
Безусловно, «законотворцы» оставили за собой право определить перечень нормативных правовых актов, в отношении которых не действуют положения закона об отмене с 1 января 2021 года всех обязательных устаревших требований (на тот случай если не справятся с поставленной задачей в сроки). Собственно, «лазейка» пришлась как нельзя кстати.
31 декабря 2020 года, кабинет министров в срочном порядке принял Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2467. Был утвержден перечень из 1275 нормативных правовых актов, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". Из 9 тысяч устаревших документов не успели убрать 1275 штук - почти 15%.
Причин несколько: бюрократия, нерасторопность и, конечно же, пандемия.
В итоге, большая часть документов прекратит свое действие в 2021 году, но часть их будет действовать еще до середины 2022 года.
В данный же момент самая насущная проблема – это Новые Правила по охране труда, вступившие в силу с 1 января (Их порядка тридцати).
Патовая ситуация для многих работодателей!
Объем работы огромный: отследить, проанализировать, составить свои внутренние нормативные акты, пересмотреть инструкции, провести внеплановые инструктажи… Чтобы провести обучение необходимо составить соответствующие программы обучения, обучить персонал, а по многим Правилам провести ещё и экзамены (и на всё это требуется время, которого попросту нет - Правила уже действуют!) У исполнителей просто «каша» в голове от такого большого потока информации.
Еще один важный нюанс: есть такие изменения в правила, по которым обучить персонал можно только в специализированном центре. А как, если сами обучающие центры еще не готовы обучать? В итоге, нагрузка с бизнеса не снята, а наоборот – увеличена и работодатели вынуждены или останавливать работу или заведомо нарушать правила и подвергать риску себя и работников.
Приведу пример:
Новые Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок. Минюстом утверждены 30 декабря 2020 года и вступили в силу с 1 января 2021 года, отменив предыдущую редакцию.
Для чего пишутся Новые Правила? Чтобы исключить предыдущие ошибки, чтобы люди, изучив внимательно эти Новые Правила, провели соответствующую подготовку, сдали экзамены в комиссии соответствующего уровня ДО НАЧАЛА РАБОТЫ. Раньше, как правило, на все эти мероприятия давалось (как минимум) шесть месяцев с момента официального опубликования Новых Правил.
А что сейчас? Территориальная комиссия по проверке знаний Ростехнадзора которая должна пройти проверку знаний в Москве в центральной комиссии, еще даже не получила приглашения ее пройти.
Наше предприятие, в свою очередь, не может пройти проверку в комиссии территориальной комиссии Ростехнадзора. А рабочий процесс не остановить, он непрерывен, нельзя же отключить целые города предприятия и потребителей от электричества. Выход один, работать вне закона? В лучшем случае это может привести к штрафам, в худшем – к уголовному наказанию?
Единственной зацепкой можно считать Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 (ред. от 04.02.2021) "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах". Но документ был сделан не в связи с пересмотром правил, а из-за пандемии. И в нем говорится: очередную проверку знаний проходить до 1 июля 2021 года.
Подводя итоги, хочу сказать: тяжело и опасно работать, когда не урегулированы до конца все нюансы по нормативно правовым актам.
Теги: #регуляторнаягильотина #новыеправилаот #правилаохранытруда #нормативноправовыеакты #промбезопасность