...

Многие заказчики не понимают разницы между понятиями «риски» и «риск-ориентированный подход». Поэтому сотрудничество мы начинаем с разъяснения таких базовых понятий, как опасность, риск, создание безопасных условий труда и т. д.

Естественно, у работодателя возникает закономерный вопрос: «Почему я обязан проводить оценку риска, если уже проделана работа по специальной оценке условий труда, обучению людей, всем выдаются средства индивидуальной защиты — разве этого недостаточно?» Нет, недостаточно. Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации «…работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда».

В соответствии с приказом Роструда «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда» от 21 марта 2019 года № 77 процедура управления рисками оценивается в рамках расследований и проверок государственной инспекцией труда. Одним из ключевых элементов системы является процедура оценки и управления профессиональными рисками (приказ Минтруда России «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» от 19 августа 2016 года № 438н). Если своевременно не провести оценку уровней профессиональных рисков, возникновения аварийной ситуации или травмы на производстве не избежать.

Более того, без проведенной процедуры система управления охраной труда предприятия не будет полноценной и завершенной, а работодателя ждет административная ответственность по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Нормативная база в области оценки рисков, включая гармонизированные стандарты, представленные в РФ, — основное, на чем необходимо сосредоточиться работодателю, выбирая метод оценки рисков при формировании методологии и управления рисками


Нормативная база, регламентирующая оценку и управление рисками:

1 ГОСТ 12.0.230–2007 (ILO-OSH 2001, IDT) «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»

2 ГОСТ Р 12.0.007–2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»

3 ГОСТ Р 12.0.010–2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков»

4 ГОСТ Р 51897–2011 / Руководство ИСО 73:2009 «Менеджмент риска. Термины и определения»

5 ГОСТ Р 51901.1–2002 «Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем» (введен в действие с 7 июня 2002 года)

6 ГОСТ 12.0.230.4–2018 «Методы идентификации опасностей на различных этапах выполнения работ»

7 ГОСТ 12.0.230.5–2018 «Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ»

8 ГОСТ 12.0.230.6–2018 «Обеспечение совместимости системы управления охраной труда с другими системами управления»

 9 ГОСТ Р 55914–2013 «Руководство по менеджменту психосоциального риска на рабочем месте»

10 ГОСТ Р ИСО 31000–2019 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» (введен в действие с 1 марта 2020 года)

11 ГОСТ Р 58771–2019 «Технологии оценки риска» (введен в действие с 1 марта 2020 года)


В большинстве случаев на специалисте по охране труда, который работает на предприятии, лежит колоссальная нагрузка, оценить размер которой не может, а зачастую и не хочет, сам работодатель. Согласно Приказу № 438н, чтобы оценить профессиональные риски, нужно пройтись по каждому рабочему месту минимум по 140 потенциальным опасностям, и при этом на каждом отдельном предприятии, как правило, выявляются еще дополнительные опасности, присущие конкретному виду производственной деятельности. Как может с этим справиться один специалист?!


В подавляющем большинстве в организациях занимаются оценкой рисков формально: лишь бы пройти проверку надзорных органов и избежать штрафных санкций. И так до следующей проверки или несчастного случая.


На самом деле оценка рисков, управление рисками — это гармоничный инструмент, позволяющий уйти полностью от несоответствий в области охраны труда, несчастных случаев и профзаболеваний.


Для того чтобы избежать неприятностей, необходимо выстроить четкую систему рискменеджмента в организации. Это должна быть команда профессионалов.

Требования к специалистам и выстраиванию системы менеджмента риска в организации содержатся в профессиональном стандарте «Специалист по управлению рисками».

Цель системы управления рисками (риск-менеджмент) организации:

• формирование стратегической интегрированной системы управления рисками;

• устойчивое развитие организации, социально-экономических систем и процессов на различных уровнях управления.


Четкая система риск-менеджемента позволит предприятиям сократить финансовые затраты, избежать негативных прецедентов, в том числе с жизнью и здоровьем работника, и, как следствие, штрафных санкций.


Подпишитесь на новости HSE Blog
Только зарегистрированные пользователи могут писать комментарии. Войдите, пожалуйста.