В условиях современной реальности, неотъемлемая часть бизнеса - проверки государственными контролирующими органами. Но почему же тогда приход инспектора каждый раз вызывает страх и панику? Бытует мнение, что бизнес боится проверок, потому что заранее уверен, что виноват! Когда бизнесмены перестанут бояться проверок? Возможно, с 1 июля, когда в силу вступят поправки к Федеральному закону (Закон № 294-ФЗ), которые изменят отношения бизнеса и контролирующих органов, смещая акценты в сторону профилактики нарушений?
Рассмотрим каждую из поправок Закона № 294-ФЗ подробнее:
1. Разные контролеры не будут проверять соблюдение одних и тех же требований.
В документе досконально прописано, как проводится процедура контрольно-надзорных мероприятий: вмешательство контролеров в деятельность контролируемых лиц должно быть адекватным по отношению к последствиям допущенных нарушений. При проведении внепланового контрольного мероприятия необходимо соблюдать принцип недопустимости проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля (ст. 9, пп. 7 п. 8 ст. 66 Закона № 248-ФЗ).
2. «Онлайн» фиксация проверок.
Действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе. Для этого будут созданы ресурсы (Единый реестр видов государственного и муниципального контроля, Единый реестр контрольных мероприятий, Информационная система досудебного обжалования, Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований, Информационные системы контрольных органов). Благодаря этому у бизнеса появится возможность отследить правомерность проведения проверок, получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям (ст. 17 Закона № 248-ФЗ).
3. Риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Будет применяться по схеме: чем выше риск причинения вреда, тем чаще и тщательнее будут проверять (ст. 23 Закона № 248-ФЗ). Иными словами, выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность, зависят от оценки рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования.
4. Запрет на оценку эффективности контролирующего органа по количеству проверок.
В Законе № 248-ФЗ содержится прямой запрет на оценку результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа в зависимости от количества: проведенных контрольных мероприятий; выявленных нарушений; лиц, привлеченных к ответственности. Планируется, что подобный запрет приведет к сокращению проверок и наложенных штрафов (п. 7 ст. 30 Закона № 248-ФЗ).
5. Определены способы сокращения количества проверок.
Закон предусматривает механизмы, применение которых существенно сократит количество проверок организаций и предпринимателей. Например, если организация заключит договор страхования рисков причинения вреда, она может быть освобождена от проведения плановых проверок (п. 9 ст. 25 Закона № 248-ФЗ). Еще один способ освобождения от проверок - признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований. Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки (ст. 54 Закона № 248-ФЗ).
6. Введены новые формы контроля и надзора.
Закон предусматривает новые способы контроля (наряду с уже применяемыми мероприятиями):
•Выездное обследование - (визуальное обследование по месту нахождения организации, гражданина, объекта контроля путем осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица)
•Мониторинговая закупка (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству)
•Выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения или реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и качеству)
•Инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).
Таким образом, новые виды контроля сократят издержки со стороны контролируемых лиц и время взаимодействия с контролерами. Более того, инспекционный визит и выездную проверку можно будет проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ст. 56 Закона № 248-ФЗ).
7. Сокращение сроков проверок.
Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ). Для сравнения: по действующим правилам (п. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ), проверка может длиться до 20 рабочих дней.
8. Замена плановых проверок мониторингом.
Закон предлагает снизить интенсивность контрольно-надзорных мероприятий с помощью мониторинга сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом. Сбор информации возможен при помощи фото- и киносъемки, видеозаписи (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).
9. Проведение выездной проверки только в исключительных случаях.
А именно, если у контролера нет возможности:
Удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и в объяснениях, полученных от контролируемого лица
Оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и принадлежащих ему или используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на место совершения необходимых контрольных действий, предусмотренных в рамках иного вида надзорных мероприятий (п. 3 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).
10. Новый уровень защиты прав контролируемых лиц.
Закон определяет порядок возмещения вреда, если он был причинен в ходе контрольного мероприятия, порядок досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов. Закреплена возможность признания недействительным решения, принятого по результатам любого контрольного мероприятия, проведенного с грубым нарушением. В таком случае, повторное проведение мероприятия возможно только по согласованию с прокуратурой (Глава 8, 9, ст. 91 Закона № 248-ФЗ). Для сравнения: сейчас (согласно ст. 20 закона № 294-ФЗ) это возможно только в отношении результатов проверки).
Напоминаю:
Закон № 248-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2021 года (за исключением некоторых положений).
Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и видах муниципального контроля на основе этого закона должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года.
До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые по правилам, утвержденным Законом № 294-ФЗ.
В первой половине 2021 года мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований закона будут проводиться по утвержденной ранее программе профилактики на 2021 год.
В период с 1 июля по 31 декабря 2021 года профилактические мероприятия будут проводиться по правилам Закона № 248-ФЗ без утверждения программы профилактики.
Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, будут проводиться по плану, утвержденному в соответствии с Законом № 294-ФЗ.
Организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершенных на 1 июля 2021 года, будут осуществляться по правилам, действовавшим на дату начала этих проверок.
В условиях современной реальности, неотъемлемая часть бизнеса - проверки государственными контролирующими органами. Но почему же тогда приход инспектора каждый раз вызывает страх и панику? Бытует мнение, что бизнес боится проверок, потому что заранее уверен, что виноват! Когда бизнесмены перестанут бояться проверок? Возможно, с 1 июля, когда в силу вступят поправки к Федеральному закону (Закон № 294-ФЗ), которые изменят отношения бизнеса и контролирующих органов, смещая акценты в сторону профилактики нарушений?
Рассмотрим каждую из поправок Закона № 294-ФЗ подробнее:
1. Разные контролеры не будут проверять соблюдение одних и тех же требований.
В документе досконально прописано, как проводится процедура контрольно-надзорных мероприятий: вмешательство контролеров в деятельность контролируемых лиц должно быть адекватным по отношению к последствиям допущенных нарушений. При проведении внепланового контрольного мероприятия необходимо соблюдать принцип недопустимости проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля (ст. 9, пп. 7 п. 8 ст. 66 Закона № 248-ФЗ).
2. «Онлайн» фиксация проверок.
Действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе. Для этого будут созданы ресурсы (Единый реестр видов государственного и муниципального контроля, Единый реестр контрольных мероприятий, Информационная система досудебного обжалования, Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований, Информационные системы контрольных органов). Благодаря этому у бизнеса появится возможность отследить правомерность проведения проверок, получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям (ст. 17 Закона № 248-ФЗ).
3. Риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Будет применяться по схеме: чем выше риск причинения вреда, тем чаще и тщательнее будут проверять (ст. 23 Закона № 248-ФЗ). Иными словами, выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность, зависят от оценки рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования.
4. Запрет на оценку эффективности контролирующего органа по количеству проверок.
В Законе № 248-ФЗ содержится прямой запрет на оценку результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа в зависимости от количества: проведенных контрольных мероприятий; выявленных нарушений; лиц, привлеченных к ответственности. Планируется, что подобный запрет приведет к сокращению проверок и наложенных штрафов (п. 7 ст. 30 Закона № 248-ФЗ).
5. Определены способы сокращения количества проверок.
Закон предусматривает механизмы, применение которых существенно сократит количество проверок организаций и предпринимателей. Например, если организация заключит договор страхования рисков причинения вреда, она может быть освобождена от проведения плановых проверок (п. 9 ст. 25 Закона № 248-ФЗ). Еще один способ освобождения от проверок - признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований. Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки (ст. 54 Закона № 248-ФЗ).
6. Введены новые формы контроля и надзора.
Закон предусматривает новые способы контроля (наряду с уже применяемыми мероприятиями):
•Выездное обследование - (визуальное обследование по месту нахождения организации, гражданина, объекта контроля путем осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица)
•Мониторинговая закупка (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству)
•Выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения или реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и качеству)
•Инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).
Таким образом, новые виды контроля сократят издержки со стороны контролируемых лиц и время взаимодействия с контролерами. Более того, инспекционный визит и выездную проверку можно будет проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ст. 56 Закона № 248-ФЗ).
7. Сокращение сроков проверок.
Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ). Для сравнения: по действующим правилам (п. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ), проверка может длиться до 20 рабочих дней.
8. Замена плановых проверок мониторингом.
Закон предлагает снизить интенсивность контрольно-надзорных мероприятий с помощью мониторинга сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом. Сбор информации возможен при помощи фото- и киносъемки, видеозаписи (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).
9. Проведение выездной проверки только в исключительных случаях.
А именно, если у контролера нет возможности:
10. Новый уровень защиты прав контролируемых лиц.
Закон определяет порядок возмещения вреда, если он был причинен в ходе контрольного мероприятия, порядок досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов. Закреплена возможность признания недействительным решения, принятого по результатам любого контрольного мероприятия, проведенного с грубым нарушением. В таком случае, повторное проведение мероприятия возможно только по согласованию с прокуратурой (Глава 8, 9, ст. 91 Закона № 248-ФЗ). Для сравнения: сейчас (согласно ст. 20 закона № 294-ФЗ) это возможно только в отношении результатов проверки).
Напоминаю:
Закон № 248-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2021 года (за исключением некоторых положений).
Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и видах муниципального контроля на основе этого закона должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года.
До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые по правилам, утвержденным Законом № 294-ФЗ.
В первой половине 2021 года мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований закона будут проводиться по утвержденной ранее программе профилактики на 2021 год.
В период с 1 июля по 31 декабря 2021 года профилактические мероприятия будут проводиться по правилам Закона № 248-ФЗ без утверждения программы профилактики.
Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, будут проводиться по плану, утвержденному в соответствии с Законом № 294-ФЗ.
Организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершенных на 1 июля 2021 года, будут осуществляться по правилам, действовавшим на дату начала этих проверок.
Теги: #законодательстворф #проверки2021 #мониторинговаязакупка #инспекционныйвизит #срокипроверок