Расчет профрисков и поправки в Х раздел ТК РФ.

Здравствуйте, в прошлой статье я рассказал о поправках в десятый раздел ТК РФ. В этой мы снова будем разбирать эти изменения, но уже подробнее. Так как я по своей специализации являюсь больше экспертом в области промышленной безопасности и расчете профессиональных рисков, то в вопросах, касающихся охраны труда, мне будет помогать коллега, специалист по охране труда Илья Завертяев.

Депутаты Государственной Думы приняли в третьем чтении поправки в раздел X "Охрана труда" Трудового кодекса. Обновленная редакция раздела концептуально меняет подходы в области охраны труда. Приоритет отдан профилактике и обеспечению безопасности на рабочем месте. Расширена самостоятельность работодателей, а работники плотнее вовлечены в управление охраной труда. Изменения призваны стимулировать работодателей создавать безопасные условия труда для сотрудников.



Илья Заверятев:
В данный момент у нас преобладает карательный подход в контрольно-надзорной деятельности. То есть, есть нарушения? Плати штраф! Теперь все должно измениться. Профилактика должна предупредить возникновение нарушений в сфере охраны труда, то есть представители контрольно-надзорных органов должны будут не только наказывать, но и подсказывать и консультировать в первую очередь.

"Поправки в Х раздел Трудового кодекса предполагают ряд новаций. Общая задача поправок - перейти от списочного подхода к риск-ориентированному менеджменту в сфере охраны. Риск-ориентированный подход предполагает максимальную персонализацию политики в области охраны труда. После вступления в силу поправок работодатель будет обязан учитывать те риски, которые возникают на конкретном рабочем месте, и обеспечивать условия для охраны труда работника с учетом особенностей работы на конкретном рабочем месте", - пояснил первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко.



Илья Завертяев:
На самом деле, это очень правильный подход. Наконец, взят курс на персонализацию, это должно позволить перестать чесать всех под одну гребёнку.

Петр Карпеев:
Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальное анализирование деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Современный мир диктует определенные правила ведения бизнеса. Так, например, модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входит в повседневную жизнь многих организаций. А огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.

В перечень основных понятий добавлен термин "опасность", и в ТК введена новая статья, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда - предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников.



Петр Карпеев:
Илья, прокомментируй, насколько важно введение этого термина, как официального определения?

Илья Завертяев:
Основные понятия нам необходимы для того, чтобы каждый работодатель (его представитель) или обычный работник мог понять, о чем вообще идет речь. А так же для избежания двусмысленности толкования тех или иных понятий, касающихся охраны труда.

Петр Карпеев:
Хочу добавить, что термин «опасность» в процедуре расчета профрисков используется уже очень давно. И введение его в закон должно помочь отличать опасность от риска. К сожалению, даже многие специалисты по охране труда путают эти понятия.
Опасность – потенциальный источник возникновения для ущерба жизни или здоровья работника. Такими источниками могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырьё и материалы, которые сотрудник использует во время работ.

Документ расширяет обязанности работодателя в части профилактических мер, которые предусматривают выявление опасностей и профессиональных рисков на рабочем месте, анализ и оценку условий труда, учет микротравм и расследование причин их появления.

Петр Карпеев:
Илья, насколько тяжело в ручном режиме искать опасности, рассчитывать профриски?

Илья Завертяев:
Конечно, эти процедуры можно реализовать собственными усилиями (на коленках), провести расчет профессиональных рисков (выявить опасности, провести анализ, оценку условий труда и т.д. и т.п.), можно даже внести в эксель и частично автоматизировать расчеты. Но в наше время намного удобнее пользоваться специализируемыми сервисами, которые в разы упростят данную работу и качество проведенной работы будет на высоком уровне.

Петр Карпеев:
Современные интернет сервисы позволяют провести полноценную процедуру оценки профессиональных рисков с минимальными временными и финансовыми затратами, не выходя из своего кабинета, изучить полный спектр действующей нормативно технической документацию и даже выстроить систему управления профессиональными рисками. Самые продвинутые, один из которых я использую в своей работе, способен в реальном времени вносить любые изменения и формировать по ним необходимые отчетные документы.

Вводится запрет на работу в опасных условиях труда. Работодатель обязан приостановить работу, если по результатам спецоценки условиям труда на рабочем месте присвоен 4-й класс. При этом, в случае выявления такой опасности на рабочих местах, за работниками на время приостановки работ сохраняется место (должность) и средний заработок. Возобновить деятельность можно будет только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности.



Илья Завертяев:
Расскажу не про изменение класса опасности, а про последствия, которые могут грозить работодателям, если в настоящее время класс опасности их производства четвертый. Например, научная лаборатория, изучающая яды змей, по результатам оценки имеет 4-ый класс опасности. И получается, что эта лаборатория должна прекратить работу. Или в срочном порядке принять меры по снижению рисков. Закупить дополнительные СИЗы, специализированное оборудование и тем самым снизить риски до класса 3.2-3.3. В целом, такие случаи более чем возможны.

Петр Карпеев:
Это как раз тот случай, когда нужно быстро запланировать изменения, реализовать их, проконтролировать и подготовить отчетность, чтобы не попасть на закрытие производства. Поэтому, выстраивание гибкой системы управления профессиональными рисками с помощью специализированных сервисов выводит на новый уровень качественный показатель контроля внутри организации. Начальник может в режиме реального времени отследить выполнение того или иного мероприятия с помощью сервиса, назначить автоматическое информирование и расставить зоны контроля для своих работников, не покидая своего рабочего места. В свою очередь, ответственные за выполнение мероприятий работники, могут отчитаться о выполненных заданиях на любых этапах выполнения работ с привязкой геометки и фотографии о выполненной работе. И главное, руководитель организации может провести количественный и качественный анализ того, на какие мероприятия были выделены деньги, не потрачено ли лишнего, на все ли хватило, как изменились показатели и т.д.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест. Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере труда.



Илья Завертяев:
По данному абзацу необходимо ждать конкретику от законотворцев. Но, если разбирать данное изменение по существу, то в любом случае, сначала необходимо будет провести оценку профессиональных рисков перед грядущими изменениями. А вот как можно будет качественно её провести – это большой вопрос, потому что, не видя наглядно технологический процесс, довольно проблематично обнаружить все возможные опасности и качественно оценить риски.

Петр Карпеев:
В любом случае в настоящий момент существует порядка 80 различных методов оценки профессиональных рисков. НО ОСНОВНЫМИ методиками все равно являются методика, основанная на «методе Матрицы» и «методе ИПР СОУТ». Советую по ним и ориентироваться. А при создании новых рабочих мест, хорошее ПО знает основные возможные риски по ОКВЕДам и автоматически их присваивает. То есть даже не имея полной картины по рабочему месту, с точки зрения Закона вы будете уже иметь легитимные отчеты.

Принципиально меняется подход в предоставлении средств индивидуальной защиты (СИЗ). Обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов, а не в зависимости от профессии занятого на конкретном рабочем месте работника, как это было принято.



Петр Карпеев:
Илья, как ты считаешь, это позитивно отразится на бюджете компании?

Илья Завертяев:
Конечно, это хорошо и позволит организациям выдавать только те СИЗы, которые действительно необходимы работникам на производстве. А не как сейчас, когда все выдаётся по типовым отраслевым нормам. Например, если на рабочем месте у сотрудника отсутствует такой вредный производственный фактор, как «Шум», то по новым правилам, выдавать СИЗОС ему не нужно, а по старым (если это прописано в типовых отраслевых нормах) - необходимо.

Петр Карпеев:
Персонализированная настройка системы мероприятий для того или иного рабочего места оставляет вам огромное количество вариаций для снижения уровней рисков. И подобный функционал уже не достигнуть стандартными офисными программами. А вот если система, в которой я работаю, сама подсказывает с чего начать и что сделать для того, чтобы обеспечить безопасную трудовую среду! Важно понимать, что комплексный подход к управлению профессиональными рисками позволяет учитывать все аспекты иерархии мероприятий – необходимо учитывать обучение ваших сотрудников, использовать данные о выдаче СИЗ, предыдущих нарушениях трудовой дисциплины, последних травмах и несчастных случаях. Только в этом случае удастся в полной мере реализовать те обязательства, которые готовится возложить на ваши плечи Государство.

У работодателей появятся права:
- вести электронный документооборот в области охраны труда.



Илья Завертяев:
В принципе, большинство организаций уже давно привыкло к электронному документообороту, разница только в формировании этих документов. Но написание отчетов все равно отнимает уйму времени, занесение всех данных, пересчет изменений, все это очень долго и муторно.

Петр Карпеев:
В идеале, необходимо наличие облачной системы хранилища, обязательно защищенного. Если у вас есть подобный инструмент, вам не потребуется больше тратить время на постоянные хранение и распечатку документации. Вы или любой ваш подчиненный при наличии доступа сможете при необходимости быстро внести изменения и и сразу распечатать документы. При этом не важно, где вы в этот момент находитесь и сколько времени на часах.

Использовать в целях контроля за безопасностью работ оборудование для дистанционной видео-, аудио- или иной фиксации.

Петр Карпеев:
Согласно новым правилам, работодатель вправе предоставить дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ и к базам электронных документов в области охраны труда представителям федеральных органов власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

Илья Завертяев:
У нас часто необязательное для всех, становится обязательным для некоторых. И бизнес с опаской смотрит на многие законодательные новеллы. В новых правилах по охране труда указано, что «Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе в целях контроля за безопасным производством работ применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ», вправе, но не обязан. Следовательно, установка данных систем наблюдений остаётся на усмотрения работодателя.

Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти в сфере труда. При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.



Илья Завертяев:
Хочу заметить, что изменений не наблюдается. Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях».
Все остальные аспекты регулируются ст. 217 ТК РФ.

Петр Карпеев:
Многие передают вопросы охраны труда на аутсорс. Но когда у вас простой интерфейс, электронный помощник и интерактивное обучение по сервису автоматизации, любой даже не подготовленный сотрудник на интуитивном уровне разберется с оценкой профессиональных РИСКОВ.

Изменениями предусмотрена также деятельность комитетов по охране труда, которые создаются по инициативе работодателя или самих работников. Комитеты организуют совместные действия работодателя и работников, направленные на соблюдение требований по охране труда, предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах проверок.

Илья Завертяев:
Поясню. Комитет по ОТ это не тоже самое, что отдел по ОТ. Комитет создаётся по инициативе работодателя, работников, либо их представительного органа. Он организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Петр Карпеев:
Необходимо донести до работников важность безопасного труда. Вовлеченность каждого в этот процесс. Как это сделать? Можно поговорить лично, а можно прислать уведомление и ознакомить сотрудников с выявленными опасностями. Когда ваш работник может в онлайн режиме ознакомится с результатами оценки профессиональных рисков на своем рабочем месте, он сможет САМ предложить компенсирующие мероприятия, он лучше вас знает свое рабочее место. Он САМ поможет идентифицировать новые опасности, если они не были выявлены ранее. Автоматизация помогает не только своевременно реагировать на аварийные ситуации, но предотвращать несчастные случаи! И тем самым выстроить систему безопасного и продуктивного труда.

Надеюсь, я смог донести важность автоматизации такой процедуры как расчет профессиональных рисков. И вы, с момента, когда вступят в силу поправки, будете полностью готовы, а ваша компания абсолютно безопасна.
Остались вопросы? Смело задавайте их в комментариях. Подписывайтесь на мой блог, ставьте лайк.

В рамках данной статьи я создал онлайн мероприятие, которое состоится 20 июля 20201 года в 10.00по московскому времени.

Заходите по «Кнопке», регистрируйтесь. В мероприятии вместе со мной будут принимать участие эксперт по охране труда Илья Завертяев и руководитель испытательной лаборатории, эксперт по методологии и оценке профессиональных рисков Еськина Наталья Васильевна. Мы поделимся своим опытом в сфере расчета профессиональных рисков, разберём основные методы оценки профессиональных рисков и покажем основы цифровизации и автоматизации оценки профессиональных рисков.

Кодекс от 30 Декабря 2001 года № 197-ФЗ Кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ Трудовой кодекс Российской Федерации Постановление Минтруда России от 22 Января 2001 года № 10 Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 22.01.2001 N 10 Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях (не нуждается в госрегистрации)

Теги: #трудовой кодекс #тк_рф #охранатруда #трудовое законодательство #создание благоприятных условий труда #защита прав и интересов работников и работодателей #служба_охраны_труда #численность_службы_охраны_труда

Подпишитесь на новости HSE Blog
  1. ...
    Хотелось бы высказаться насчёт комитетов по охране труда.  За правильными толкованиями законодательства, как-то забывается то, что создание этих комиссий, как и  первичной профсоюзной организации,    не является обязательным для работодателя, какое-бы количество работников не числилось на производстве. А то не раз бывало так, что различные проверяющие чиновники настаивают на создании комитетов по ОТ.  Такой подход проверяющих  юридически не обоснован.    Разговоры про комитеты по ОТ ласкают слух, но их создание обосновано там, где это необходимо и, в основном на  ОПО или крупных промышленных предприятиях и организациях.    Или, в случае, если  работодатель всячески уклоняется от исполнения своих обязанностей по охране труда. Тогда есть смысл агитировать работников на создание такого комитета.  А в ином случае, зачем тратить рабочее время на бесконечные проверки  анализ и обработку данных,  контроль за работодателем? Бумаги надо оформлять, предъявлять результаты деятельности комитета.  Такое впечатление, что вся эта  кипучая деятельность   направлена не  защиту трудовых прав, а  на какой-то механизм по  наработке отчётности  у чиновников -чем больше, тем лучше.   Комитет по ОТ- общественное дело, на добровольных началах. Работникам  работать надо, выполнять  трудовые функции, а не шуршать по закоулкам  на общественной работе и   пострадать за это, как часто и случается.   Да и мало кто из работников позволит себе  открыто контролировать работодателя, подписывать  акты проверок комитета.  Время сейчас другое, все дорожат рабочим местом.  Всё как-то сводится к тому, что работники сами должны за себя постоять, сами все контролировать, по аналогии с известным выражением об утопающих,   чтоб как можно меньше работы было у контрольных органов.  Причины Профсоюзы, конечно, беззубые у нас, вот и происходит такая чехарда    Ясно одно: никто работодателя не имеет права привлечь к ответственности за отсутствие комитета по ОТ! Поэтому, полагаю, что  надо обязательно об этом говорить.  Что касается Постановления  Минтруда № 10, то редко , очень редко, где оно соблюдается.  Начхать на него хотели  работодатели, даже в крупных организациях.  И их чихание никто  давно не слышит,  Полагаю, что отсутствие слуха у ГИТ - застарелая болезнь. Экономия  денежных средств- вот что стоит на первом месте у всех работодателей.  Один специалист по ОТ, там где должно быть  3,  несёт грузку  за троих и, конечно, не успевает  делать работу, как надо. Так что, говорить о  Постановлении № 10, как о действенном  нормативном акте,  не стоит.    
    97
    2 года назад Ответить
Только зарегистрированные пользователи могут писать комментарии. Войдите, пожалуйста.