С 1 января 2021 года заработал механизм «регуляторной гильотины», отменивший ряд избыточных требований, а также установивший четкие правила применения этих требований со стороны органов государственного надзора.
Одной из задач этого видится оптимизация механизма государственного надзора, повышение его прозрачности и понятности, снижение количества регулирующих нормативных актов.
Однако, правоприменительные реалии не всегда схожи с идеями, которые закладываются в реформы. Вот один из примеров того, как целая сфера важного законодательства может «выпасть» из-под государственного надзора в сфере труда.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), подлежит размещению на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), с текстами действующих нормативных правовых актов.
Правила размещения такой информации установлены постановлением Правительства РФ от 22.10.2020 № 1722.
Пунктом 10 Правил установлено, что актуализация перечней проводится заинтересованными федеральными органами исполнительной власти не позднее даты вступления в силу нормативного правового акта, содержащего обязательные требования.
С 1 января 2021 года вступил в законную силу очень важный документ, который касается достаточно большого количества работодателей - приказ Минтранса России от 16.10.2020 № 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей». Этот нормативный акт, по сравнению с ранее действовавшим приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15, представляется более концептуальным, целостным, содержащим меньшее количество специальных правил для отдельных категорий водителей. По некоторым вопросам (в части продолжительности отдыха) этот приказ устанавливает более жесткие правила, вместо ранее действовавших, что представляется закономерным (примеры со значимыми ДТП, виной которых усталость водителя, у всех на слуху).
Так вот, в Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом Роструда от 31.12.2020 № 265 (аж на 345 листах) Приказ Минтранса России ни целиком, ни по отдельным пунктам не вошел.
Хотя, исходя из положений части 3 статьи 2 Закона об обязательных требованиях приказ Минтранса № 424, это в чистом виде «обязательные требования». Он издан во исполнение статьи 329 Трудового кодекса.
Но, фактически на сегодняшний день, складывается ситуация, в которой Государственная инспекция труда не вправе контролировать соблюдение данного приказа работодателями. И все из-за того, что он не попал в перечень нормативных актов на 345 листах.
Западня для невнимательного проверяющего.
При проведении плановых проверок Гострудинспекциями с 2018 года применяются чек-листы (приказ Роструда от 10.11.2017 № 655). Так вот, 4-й пункт 13-го чек-листа, 3-пункт 16-го, 9-й и 10-й пункты 70-го обязывают государственного инспектора труда проверить, в числе прочего, вопросы соблюдения режима рабочего времени и времени отдыха водителей. В случае выявления нарушений инспектор сделает отметку «нет» в чек-листе, что будет означать наличие нарушения и повлечет обязательность выдачи предписания и рассмотрение вопроса о привлечении работодателя к административной ответственности.
Однако, в силу того, что в Перечень, утвержденный приказом Роструда № 265, положения ни старого приказа Минтранса № 15, ни нового приказа № 424 не попали, такие действия инспектора окажутся незаконными.
Вот так «регуляторная гильотина», отменившая ряд нормативных актов требует от органов власти еще большего объема работы по принятию новых приказов и постановлений.
С 1 января 2021 года заработал механизм «регуляторной гильотины», отменивший ряд избыточных требований, а также установивший четкие правила применения этих требований со стороны органов государственного надзора.
Одной из задач этого видится оптимизация механизма государственного надзора, повышение его прозрачности и понятности, снижение количества регулирующих нормативных актов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), подлежит размещению на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), с текстами действующих нормативных правовых актов.
Правила размещения такой информации установлены постановлением Правительства РФ от 22.10.2020 № 1722.
Пунктом 10 Правил установлено, что актуализация перечней проводится заинтересованными федеральными органами исполнительной власти не позднее даты вступления в силу нормативного правового акта, содержащего обязательные требования.
С 1 января 2021 года вступил в законную силу очень важный документ, который касается достаточно большого количества работодателей - приказ Минтранса России от 16.10.2020 № 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей». Этот нормативный акт, по сравнению с ранее действовавшим приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15, представляется более концептуальным, целостным, содержащим меньшее количество специальных правил для отдельных категорий водителей. По некоторым вопросам (в части продолжительности отдыха) этот приказ устанавливает более жесткие правила, вместо ранее действовавших, что представляется закономерным (примеры со значимыми ДТП, виной которых усталость водителя, у всех на слуху).
Хотя, исходя из положений части 3 статьи 2 Закона об обязательных требованиях приказ Минтранса № 424, это в чистом виде «обязательные требования». Он издан во исполнение статьи 329 Трудового кодекса.
Но, фактически на сегодняшний день, складывается ситуация, в которой Государственная инспекция труда не вправе контролировать соблюдение данного приказа работодателями. И все из-за того, что он не попал в перечень нормативных актов на 345 листах.
Западня для невнимательного проверяющего.
При проведении плановых проверок Гострудинспекциями с 2018 года применяются чек-листы (приказ Роструда от 10.11.2017 № 655). Так вот, 4-й пункт 13-го чек-листа, 3-пункт 16-го, 9-й и 10-й пункты 70-го обязывают государственного инспектора труда проверить, в числе прочего, вопросы соблюдения режима рабочего времени и времени отдыха водителей. В случае выявления нарушений инспектор сделает отметку «нет» в чек-листе, что будет означать наличие нарушения и повлечет обязательность выдачи предписания и рассмотрение вопроса о привлечении работодателя к административной ответственности.
Вот так «регуляторная гильотина», отменившая ряд нормативных актов требует от органов власти еще большего объема работы по принятию новых приказов и постановлений.