О том, как сфера социального партнерства вышла из-под государственного надзора

О том, как сфера социального партнерства вышла из-под государственного надзора

Регуляторная гильотина как правовое явление наверняка вызовет еще массу вопросов и пересудов. Но то обстоятельство, что она существенным образом повлияет на систему государственной защиты прав граждан – это точно. Очевидно, что с максимальным невмешательством в дела предприятий и организаций все большее значение будут приобретать способы самостоятельной защиты гражданами своих прав (в основной массе в суде) – это точно.

Яркий пример здесь – защита трудовых прав работников органами Роструда.

Спецификой трудового законодательства, а точнее источников норм трудового права является то, что в нем значительное место занимают так называемые акты социального партнерства (коллективные договоры, отраслевые и территориальные соглашения и т.п.). В развитых отраслях экономики отраслевые соглашения имеют важнейшую роль с точки зрения создания механизма социальной защиты работника, предоставления ему дополнительных гарантий. Таковы, к примеру, Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 2020 - 2022 годы и Коллективный договор ОАО «РЖД», Федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности на 2019 - 2021 годы и Отраслевое соглашение по машиностроительному комплексу Российской Федерации на 2020 - 2022 годы и многие другие. Все они содержат правовые нормы, существенно расширяющие права работников.

С точки зрения классификации источников права акты социального партнерства относятся к нормативным договорам (правовые нормы устанавливаются в них согласованием обеих сторон) и не являются нормативными правовыми актами (в которых правовые нормы рождаются путем волеизъявления только одной (но уполномоченной) стороны).



Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривал, что предметом государственного контроля является соблюдение требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Все эти требования были условно названы «обязательными». Акты социального партнерства не были упомянуты среди обязательных требований, но органы Роструда продолжали контролировать соблюдение работодателями требований соглашений и коллективных договоров, привлекая нерадивых работодателей к ответственности по статье 5.31 КоАП РФ, а чаще по 5.27 КоАП РФ.



С 1 ноября 2020 года вступил в законную силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», статья 2 которого четко определила, что обязательные требования могут содержаться только в нормативных правовых актах (законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах федеральных органов исполнительной власти, законодательстве субъектов РФ и актах органов местного самоуправления). Из нормативных договоров упомянуты только международные договоры Российской Федерации. Таким образом, акты социального партнерства окончательно и бесповоротно выведены из круга источников трудового права, содержащих обязательные требования.

В силу норм части 5 статьи 8 и статьи 12 Закона об обязательных требованиях, а также принятых во исполнение них постановлений Правительства и приказов Роструда (не будем грузить читателя их перечислением) при осуществлении своей деятельности с 1 января 2021 года государственные инспекторы труда окончательно и бесповоротно лишились права не только контролировать соблюдение работодателями актов социального партнерства, но и привлекать их к административной ответственности за их совершение.



Таким образом, на сегодняшний день работник при отказе работодателя исполнять требования территориального или отраслевого соглашения, а равно коллективного договора (не предоставили дополнительный оплачиваемый отпуск с рождением ребенка, не выплатили матпомощь в связи с лечением, не компенсировали проезд и т.п.), не сможет защитить свои права путем обращения в государственную инспекцию труда. На помощь ему теперь смогут прийти только профсоюз (при его наличии) либо суд. При этом, исходя из практики, первый способ менее эффективен, а второй затратен во времени и финансово.

А, как известно, отсутствие реальных санкций, является мощным стимулом к несоблюдению норм права.

Федеральный закон от 31 Июля 2020 года № 247-ФЗ Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ Об обязательных требованиях в Российской Федерации Федеральный закон от 26 Декабря 2008 года № 294-ФЗ Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

Теги: #приказ Минтранса 424 #режим рабочего времени водителей #новые правила труда водителей #регуляторнаягильотина

Подпишитесь на новости HSE Blog
Только зарегистрированные пользователи могут писать комментарии. Войдите, пожалуйста.