...

Наше государство решило сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений, предоставив таким образом компаниям больше гарантий при взаимодействии с надзорными органами.

1 ноября текущего года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О Государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской

Федерации". Также Президент РФ подписал Закон об обязательных требованиях и "регуляторной гильотине".

Большинство положений реформы будет действовать с 1 июля 2021 года. При этом она не распространяется на такие сферы, как: налоговый, валютный, таможенный контроль. (ознакомиться с полным списком можно в тексте документа - ч. 4 и 5 ст. 2 Закона).

Каким образом будет осуществляться взаимодействие с проверяющими органами?

Документы будут предоставлены в электронной форме и заверены усиленной квалифицированной электронной подписью. Сообщать организациям о своих действиях и решениях контрольно-надзорные органы могут с помощью Единого портала Госуслуг. В случае, если онлайн взаимодействие не представляется возможным, до 31 декабря 2023 документооборот возможен в бумажном варианте. (Ч. 1 и 4 ст. 21, а также ч. 9 ст. 98 Закона). А вот подать жалобу в досудебном порядке и получить по ней решение можно будет только в электронном виде. (Ч. 1 ст. 40 и ч. 7 ст. 43 Закона).



image

Как будет выглядеть профилактика нарушений?

Ставя в приоритет профилактические мероприятия по отношению к контрольно-надзорным, Закон предусматривает следующие мероприятия:

  • Меры стимулирования добросовестности — нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Для этого определят порядок оценки добросовестности, виды мер ее стимулирования (ст. 48 Закона)
  • Самообследование — самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по итогам самообследования компания или ИП получит высокую оценку, то сможет принять декларацию соблюдения указанных требований (ст. 51 Закона)
  • Профилактический визит — беседа по месту деятельности компании. Даже если в ходе визита выявят нарушения, это не будет основанием выдать компании предписание устранить их (ст. 52 Закона)


Какие контрольно-надзорные мероприятия предусмотрены новым Законом?

Снизить количество проверок планируется благодаря введению следующих мероприятий. Прежде всего, они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. (ч. 1 ст. 65 и гл. 14 Закона). Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не смогут действовать произвольно.


  • мониторинговая закупка. В отличие от уже существующей контрольной закупки, она будет проводиться с целью последующего направления товаров, результатов работ и услуг, например, на экспертизу (ст. 68 Закона). В остальном эти два мероприятия похожи.
  • выборочный контроль. Это отбор проб образцов продукции для того, чтобы подтвердить их соответствие обязательным требованиям по безопасности, качеству (ст. 69 Закона).
  • инспекционный визит. Компании и ИП должны будут обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения. Предварительного уведомления о таком визите не будет (ст. 70 Закона)/
  • выездное обследование. В рамках этого мероприятия инспекторы не будут взаимодействовать с компанией или ИП. Проведут лишь визуальную оценку соблюдения обязательных требований, например, организовав осмотр общедоступных производственных объектов (ст. 75 Закона).




Анализируя Закон, стоит особо отметить новеллу, основанную на опыте проведения проверок в период пандемии. А именно о возможности проводить инспекционный визит и выездную проверку дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ч. 5 ст. 56 Закона).


Изменились ли сроки проверок?

Общий срок проведения документарной и выездной проверок - не более 10 рабочих дней. (Ч. 7 ст. 72 и ч. 7 ст. 73 Закона). В настоящее время он составляет максимум - 20 рабочих дней.

Возможно ли оспорить вынесенное по результатам проверки решение?

Законом предусмотрена отмена решений, принятых по результатам контрольно-надзорного мероприятия, проведенного с грубыми нарушениями. В документе перечислены 10 грубых нарушений. Как пример: совершение контрольно-надзорных действий, недопустимых для определенного мероприятия.

Подпишитесь на новости HSE Blog
Только зарегистрированные пользователи могут писать комментарии. Войдите, пожалуйста.