С 1 января 2021 года вступили в силу новые требования к разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – НООЛР).
Общие требования к содержанию и оформлению НООЛР отражены в Приказе Минприроды России от 07.12.2020 № 1021 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Справочно: Аналогичный Приказ Минприроды России от 05.08.2014 №349 утратил свою силу с 1 января 2021 года согласно Постановлению Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496.
Напомню, что проект НООЛР разрабатывается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную или иную деятельность на объектах I и II категорий негативного воздействия на окружающую среду (далее – НВОС).
Для объектов III категории НВОС в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «Об отходах производства и потребления» сведения об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов отображаются в отчете по ПЭК.
Для объектов IV категории НВОС и внекатегорийных объектов расчет нормативов образования отходов не предусмотрен.
Более подробно ознакомиться с изменениями в административном регламенте по согласованию НООЛР можете по ссылке – https://hseblog.ru/post/limity-na-othody-novyy-reglament-dlya-1-kategorii
Рассмотрю более подробно основные изменения, которые коснутся природопользователей при разработке и согласовании НООЛР в связи с выходом нового Приказа.
1. Внесены изменения в методы определения нормативов
Нормативы образования отходов могут быть обоснованы с использованием следующих методов:
– на основании удельных отраслевых показателей нормативов;
– на основании сведений о сроке службы материалов и изделий;
– на основании технической документации (регламентов, инструкций), характеризующих деятельность юридического лица или ИП;
– на основании критериев, указывающих на утрату товаров (продукции) потребительских свойств;
– на основании материально-сырьевого баланса;
– на основании метода расчета по фактическим объемам образования отходов (статистический метод);
– на основании экспериментального метода.
При этом, в Приказе отмечается, что последние три метода рекомендованы к применению только при отсутствии возможности проведения расчетов по вышеуказанным методам.
Следует отметить, что по сравнению с ранее действующим Приказом Минприроды №349 в данном Приказе запрещено использовать расчетно-аналитический метод при определении нормативов.
Так же обращаю Ваше внимание на то, что в Приказе Минприроды №1021 отсутствуют формулы для определения нормативов по материально-сырьевому балансу, которые ранее были отображены в Приказе Минприроды №349.
2. Внесены изменения в структуру НООЛР
К примеру, был добавлен раздел «Сведения об образуемых отходах», в котором теперь отображается весь перечень образующихся отходов, сведения об их происхождении, агрегатном состоянии и составе.
Напомню, что с 1 января 2021 года было отменено согласование паспортов отходов. Более подробно ознакомиться с информацией можно по ссылке – https://hseblog.ru/post/pasport-opasnogo-othoda-bolshe-ne-soglasuetsya-s-rosprirodnadzorom-
Таким образом, обязанность о включении копий паспортов отходов в Приложения НООЛР была отменена, так как данные теперь отображаются в вышеуказанном разделе.
Основное изменение в структуре проекта НООЛР коснулось замены одного раздела «Расчет и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год» на два раздела: «Обоснование нормативов образования отходов» и «Расчет максимального образования отходов за год».
Поэтому, теперь сначала определяется норматив в единицах измерениях (тонна отходов) / (тонна сырья) или (тонна отходов) / (тонна продукции), а затем уже проводятся расчеты максимального годового образовании отходов за каждый год периода действия НООЛР.
Раздел «Сведения о предлагаемом образовании отходов» был заменен:
– на раздел «Обоснование запрашиваемых лимитов на размещение отходов» для объектов НВОС I категории;
– на раздел «Обоснование массы или объема планируемых к размещению отходов производства и потребления» для объектов НВОС II категории.
В разделе «Сведения о местах (площадках) накопления отходов» теперь необходимо дополнительно отображать вместимость мест накопления отходов в тоннах и кубических метрах, а так же сведения о планируемом ежегодном образовании отходов и предельном количестве накопления отходов.
Важно: В случае если природопользователи принимают отходы производства и потребления от других хозяйствующих субъектов, то теперь эти данные следует отображать в соответствующем разделе «Сведения о планируемом ежегодном приеме отходов от других хозяйствующих субъектов с целью их дальнейшей обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания».
Раздел «Предложения по лимитам ежегодного размещения отходов» был заменен:
– на раздел «Сводные данные по образованию отходов и запрашиваемым лимитам на их размещение» для объектов НВОС I категории;
– на раздел «Сводные данные по образованию отходов» для объектов НВОС II категории.
Таким образом, для объектов I категории лимиты разрабатываются и согласуются в рамках комплексного экологического заключения (далее – КЭР), для объектов II категории в рамках декларации о воздействии на окружающую среду (далее – ДВОС).
На данный момент, основной проблемой при разработке и согласовании проектов НООЛР является отсутствие утвержденного перечня методик, разрешенных к использованию для определения нормативов образования отходов. Последние методические рекомендации были разработаны почти 20 лет назад.
Для сравнения: при расчете выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в настоящее время уже разработан и утвержден перечень разрешенных к использованию методик.
Надеемся, что в ближайшее время будет опубликован четкий перечень методик, утвержденный Министерством природных ресурсов и экологии РФ, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений с согласованием проектов.
Приказ Минприроды России от 07.12.2020 № 1021 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»Нормативный документ
С 1 января 2021 года вступили в силу новые требования к разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – НООЛР).
Общие требования к содержанию и оформлению НООЛР отражены в Приказе Минприроды России от 07.12.2020 № 1021 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Напомню, что проект НООЛР разрабатывается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную или иную деятельность на объектах I и II категорий негативного воздействия на окружающую среду (далее – НВОС).
Для объектов III категории НВОС в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «Об отходах производства и потребления» сведения об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов отображаются в отчете по ПЭК.
Для объектов IV категории НВОС и внекатегорийных объектов расчет нормативов образования отходов не предусмотрен.
Более подробно ознакомиться с изменениями в административном регламенте по согласованию НООЛР можете по ссылке – https://hseblog.ru/post/limity-na-othody-novyy-reglament-dlya-1-kategorii
Рассмотрю более подробно основные изменения, которые коснутся природопользователей при разработке и согласовании НООЛР в связи с выходом нового Приказа.
1. Внесены изменения в методы определения нормативов
Нормативы образования отходов могут быть обоснованы с использованием следующих методов:
– на основании удельных отраслевых показателей нормативов;
– на основании сведений о сроке службы материалов и изделий;
– на основании технической документации (регламентов, инструкций), характеризующих деятельность юридического лица или ИП;
– на основании критериев, указывающих на утрату товаров (продукции) потребительских свойств;
– на основании материально-сырьевого баланса;
– на основании метода расчета по фактическим объемам образования отходов (статистический метод);
– на основании экспериментального метода.
При этом, в Приказе отмечается, что последние три метода рекомендованы к применению только при отсутствии возможности проведения расчетов по вышеуказанным методам.
Следует отметить, что по сравнению с ранее действующим Приказом Минприроды №349 в данном Приказе запрещено использовать расчетно-аналитический метод при определении нормативов.
Так же обращаю Ваше внимание на то, что в Приказе Минприроды №1021 отсутствуют формулы для определения нормативов по материально-сырьевому балансу, которые ранее были отображены в Приказе Минприроды №349.
2. Внесены изменения в структуру НООЛР
К примеру, был добавлен раздел «Сведения об образуемых отходах», в котором теперь отображается весь перечень образующихся отходов, сведения об их происхождении, агрегатном состоянии и составе.
Напомню, что с 1 января 2021 года было отменено согласование паспортов отходов. Более подробно ознакомиться с информацией можно по ссылке – https://hseblog.ru/post/pasport-opasnogo-othoda-bolshe-ne-soglasuetsya-s-rosprirodnadzorom -
Таким образом, обязанность о включении копий паспортов отходов в Приложения НООЛР была отменена, так как данные теперь отображаются в вышеуказанном разделе.
Основное изменение в структуре проекта НООЛР коснулось замены одного раздела «Расчет и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год» на два раздела: «Обоснование нормативов образования отходов» и «Расчет максимального образования отходов за год».
Поэтому, теперь сначала определяется норматив в единицах измерениях (тонна отходов) / (тонна сырья) или (тонна отходов) / (тонна продукции), а затем уже проводятся расчеты максимального годового образовании отходов за каждый год периода действия НООЛР.
Раздел «Сведения о предлагаемом образовании отходов» был заменен:
– на раздел «Обоснование запрашиваемых лимитов на размещение отходов» для объектов НВОС I категории;
– на раздел «Обоснование массы или объема планируемых к размещению отходов производства и потребления» для объектов НВОС II категории.
В разделе «Сведения о местах (площадках) накопления отходов» теперь необходимо дополнительно отображать вместимость мест накопления отходов в тоннах и кубических метрах, а так же сведения о планируемом ежегодном образовании отходов и предельном количестве накопления отходов.
Важно: В случае если природопользователи принимают отходы производства и потребления от других хозяйствующих субъектов, то теперь эти данные следует отображать в соответствующем разделе «Сведения о планируемом ежегодном приеме отходов от других хозяйствующих субъектов с целью их дальнейшей обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания».
Раздел «Предложения по лимитам ежегодного размещения отходов» был заменен:
– на раздел «Сводные данные по образованию отходов и запрашиваемым лимитам на их размещение» для объектов НВОС I категории;
– на раздел «Сводные данные по образованию отходов» для объектов НВОС II категории.
Таким образом, для объектов I категории лимиты разрабатываются и согласуются в рамках комплексного экологического заключения (далее – КЭР), для объектов II категории в рамках декларации о воздействии на окружающую среду (далее – ДВОС).
На данный момент, основной проблемой при разработке и согласовании проектов НООЛР является отсутствие утвержденного перечня методик, разрешенных к использованию для определения нормативов образования отходов. Последние методические рекомендации были разработаны почти 20 лет назад.
Для сравнения: при расчете выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в настоящее время уже разработан и утвержден перечень разрешенных к использованию методик.
Надеемся, что в ближайшее время будет опубликован четкий перечень методик, утвержденный Министерством природных ресурсов и экологии РФ, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений с согласованием проектов.
Теги: #отходы #пноолр #кэр #декларациянвос #нормативы #экология #экологическаябезопасность #лимиты