avatar

Дичинская Ольга

Эксперт
Руководитель отдела экологической безопасности Эксперт в области обеспечения экологической безопасности, преподаватель- эксперт
Зарегистрирован
8 Октября 2020 г.
Заходил
1 год назад
Подписаться
7 подписчиков
Статья
ОТХОДЫ И ДОХОДЫ I часть
14 Апреля в 04:09 2021 г.
Очень бы хотелось ознакомиться с удачной практикой по такому применению терминологии. Наша практика противоречит информации, приведенной в статье. Столь обширное по времени описание – начиная даже со времен Ростехнадзора во всех уровнях экологии, не соответствует современной реальности. Это сбивает с толку и видно, что автор «застрял» во времени и запутался в понятиях. Начнем с того, что согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" Ростехнадзор, несмотря на свое красивое официальное название - в области ООС регулирует следующее: «в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также компетентным органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой к Конвенции о физической защите ядерного материала». Начнем с того, что согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" Ростехнадзор регулирует обращение с радиоактивными отходами. Обычных, рядовых природопользователей, не связанных с радиоактивными отходами, курирует в сфере экологии на федеральном уровне (организации, оказывающие значительное влияние на ОС, и/или имеющие лицензии на сбор, транспортирование отходов, а также объекты нефтедобычи и т.д) – Управление Росприроднадзора, на региональном уровне – территориальные органы (департаменты, отделы экологии при администрациях районов, министерства). Таким образом, для подавляющего большинства организаций непроизводственного сектора, а именно для них, судя по всему, и написана данная статья, попадают под сферу действия регионального экологического надзора. Далее необходимо уточнить, что начиная с 2019 года и по настоящее время в при организации охраны окружающей среды на предприятии необходимо руководствоваться категорией предприятия по степени его негативного воздействия на окружающую среду , определяемо согласно Критериям Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий". При определении степени негативного влияния указывается все действие на ОС – образование отходов, влияние на воду, почву, атмосферный воздух. Одним из критериев является и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) – документ, входящий в состав общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, и содержащий статистические сведения, благодаря которым органы государственной власти могут понимать, чем занимается субъект предпринимательской деятельности. Очень важно отметить, что ОКВЭД входит в перечень критериев, но отнюдь не является единственным. Уже исходя из категории негативного воздействия на ОС и определяется пакет документов на предприятии. То есть опираться исключительно на ОКВЭД нецелесообразно. Что касается паспортизации, мало просто громко заявить «что не все должны», необходимо обратиться к Приказу Минприроды России от 08.12.2020 N 1026 "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 N 61836) согласно которому «Паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности». То есть, если в процессе деятельности образовались опасные отходы, то их необходимо снабдить документом – паспортом. Паспорт отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Однако автор статьи далее начинает очень вольно обращаться с терминологией. Разберем более подробно термин «отход». Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет отходы производства и потребления как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт. То есть, даже если организация оказывает услуги, в том числе, например, образовательные, и в процессе образовалось то, что нам необходимо удалить – обрезки бумаги, картона, фантики от конфет, пакетики чая – то у организации образовался отход. Конечно, в нашей практике были случаи, когда детские сады хотели предстать безотходными – со слов заведующей, дети всю пищу съедали, все от поделок собирали и уносили с собой, посуда никогда не билась и продукты доставлялись в полностью оборотной таре. Но по факту, от детского садика на 200 детей образуется порядка 15 тонн отходов в год. Относительно ведения журнала движения отходов, то автор, опять же очень вольно трактует Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 декабря 2020 г. N 1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами", а именно: Порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок) устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. На мой взгляд, пользоваться понятием ОКВЭД в данном случае недопустимо. Что же касается обращения, то все очень логично прослеживается в 1 статье ФЗ-89: обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов – складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Именно это основная масса предприятий и делает – накапливают отход в зависимости от его свойств от нескольких часов на 11 месяцев, а затем передает на захоронение. Таким образом, если в процессе деятельности (уточню – любой) организации образовался отход, то его необходимо паспортизировать (паспорт оформляется вне зависимости от того, есть этот отход в ФККО или нет), а также вести его учет. Читателям предоставляется вся необходимая информация на самых различных ресурсах, однако стратегия мероприятий по охране окружающей среды зависит от грамотного подхода, понимания основных законодательных актов, а также опоры на судебную практику.  
Статья
Паспорт опасного отхода больше не согласуется с Росприроднадзором.
10 Февраля в 07:13 2021 г.
Благодарю Вас за комментарий. текст статьи опирается на нормативно-правовые акты. Если мы откроем Приказ Министерства природы и экологии РФ от 08.12.2020 N 1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" (далее Приказ) по в п.1 увидим , что данный порядок «устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов». Определение термина «обращения с отходами», как и любое другое ВСЕГДА представлены в первой статье отраслевого закона. Так как в данном случае речь идет об отходах, то нам понадобиться ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления». Открываем ст1. ФЗ -89 и находим определение «обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов идет дальше, находим определение накопления». Больше всего на обычную деятельность с отходами большинства организаций подходит накопление. Находим и это определение. «накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения». Анализируем свои действия с отходами - и получается, действительно, у всех организаций так и происходит: отходы, в том числе твердые коммунальные, образуются в течение определенного периода- дня, недели, месяца, а затем передаются на вывоз. Все эти факты фиксируются в журнале, о котором и идет речь в статье. Дальше, что касается норматива. Вы не совсем верно трактуете Приказ. Согласно п.5 «Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при: обосновании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; подготовке отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля; заполнении формы федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами; расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).» То есть именно данные журнала могут служить информационной основой для обоснования нормативов, а не наоборот. Информация для наших читателей - Вы всегда можете убедиться в правильности рекомендаций в статье, именно для этого в ней приводятся ссылки на законы.